Понимание как более эффективный метод обучения
Дружественны ли мы собственным детям?
Согласен, вопрос провокационный.
… Некоторым из нас иногда не хватает толчка, какого-нибудь факта, чтобы понять и начать действовать по-иному. Другим же «Хоть кол на голове теши».
Мы чувствуем, что со школьным образованием что-то не так, но не можем уловить: что именно. А без ясного понимания проблемы трудно найти решение и улучшить ситуацию.
Максимализм — ловушка недалекого ума
«Дойдя до предела, вы меняете направление»
Даосская мудрость
Улучшить можно все, что угодно.
Постепенно.
Если собрать необходимую информацию и начать действовать.
Полная фигня.
Конечно, не каждый может отдать ребенка в «Элитную закрытую школу» или отправить учиться на Запад. Но эта ли «Дорога ведёт к Храму»?
Если у Вас нет возможности тренироваться на «суперсовременных тренажерах» в закрытом московском клубе, то значит ли это, что Вы не можете совершать пробежки в ближайшем парке? И не является ли второй путь в длительной перспективе более разумным, природосообразным и эффективным?
Надоедливая статистика утверждает:
Настолько немного, что практически нет никого.
Большинство доверяет недобросовестной рекламе больше, чем доверительным интервалам статистических распределений. Но:
Но, к сожалению, эволюция не встроила механизм вероятностного оценивания в наши мозги.
Так же, как и шкалы постепенности.
Обучение – это постепенный процесс
«Кто хочет все и сразу не имеет ничего и никогда»
Большинство родителей «рассуждают» примерно так:
• если я не могу поставить ребенку каллиграфический почерк, то плюну на все это с высокой колокольни.
• Если ребенка не приняли в математическую гимназию №57, ту самую, в которой (по сообщениям СМИ) учителя многие годы совращали детей, то гори эта математика ясным пламенем …
Они не понимают, что обучение это процесс, а не вещь.
Или обходиться тем, что есть, как и поступает большинство.
Но большинство, прошедшее школьную обработку, испытывают энергетический кризис.
Нейрофизиология школьного образования
Ученые — нейрофизиологи накопили множество фактов о мозге. Но все это капля знания в море непонимания. Известно, как работают отдельные клетки, но свершено не ясно, как работает мозг в целом. … Как если бы мы знали устройство отдельных деталей, но понятия не имели, частью какого механизма они являются …
А я не биолог и не врач: у меня нет медицинского диплома. Да если бы и был:
«Диплом о высшем образовании — корочка, которая свидетельствует о том,
что у вас был шанс чему-нибудь научиться»
Янина Ипохорская
Например, я точно знаю, что практическую психологию мне удалось освоить не в МГПУ, как утверждает мой диплом, а совсем в других местах, достаточно удаленных от упомянутого московского ВУЗа …
… Более, чем 40-летний опыт практики саморегуляции (начиная с простой АТ и заканчивая высокими уровнями цигун) подсказывает:
Миф о «воле» создан и поддерживается профанами.
«Запомни, повтори и не очень умничай».
Но почему я заговорил о лобной части коры головного мозга?
Школьные методы обучения – это втискивание в умы детей избыточной, не систематизированной информации. При этом активно задействуется лобная часть мозга, отвечающая за логическое мышление, двигательные навыки, волевой контроль.
Школьник вынужден прикладывать слишком много усилий, а учителя понуждают его еще к большему напряжению: «Ты должен стараться!». В таком режиме мозгу требуется много горючего – глюкозы. От информационной перегрузки начинает болеть голова.
А у Вашего ребенка в школе голова не болит?
Нет? Хорошо.
Исследования показывают, что уже со второго – третьего класса головная боль — не такой уж и редкий гость на школьных уроках …
… Глюкоза – это сахар.
Конфетки. Шоколадки. Тортики. Булочки.
Регулярное употребление этих продуктов гарантирует снижение энергетики организма, ослабление иммунитета и дальше — по списку (раздел о хронических заболеваниях школьников ниже).
Кстати: у Вашего ребенка с зубами все в порядке?
Хорошо.
Фотография слева иллюстрирует, какое количество «горючего» (глюкозы) вынужден сжигать мозг при обработке незнакомой информации. Фото справа демонстрирует существенное снижение энергозатрат после усвоения, понимания и выработки требуемых навыков. (Haier, 1992)
Разорванная ткань школьного понимания
Школьная информация – некачественная информация, разрозненная и бессистемная даже в рамках одного учебного предмета.
(В книге «Чувство понимания» я привёл примеры некоторых логических бессмыслиц).
Что же получается?
К чему это ведет?
Статистика заболеваний («бесплатное» образование)
Конечно, распределение вероятностей не так прямолинейно, но, все-таки …
За что расплачиваются дети? (статистика школьной успеваемости)
Мы понимаем, что за все нужно платить.
Чем выше ценность, тем выше должна быть цена. Это Закон Вселенной, Закон Справедливости …
Давайте посмотрим, за что дети расплачиваются собственным здоровьем.
«ЗАЧЕМ?»
Классическая фраза Угрюм-Бурчеева, последнего градоначальника, разработавшего футуристический проект переустройства города Глупова. Перечитывая «Историю одного города», я ловил себя на аналогиях с реформой современного образования.
Впрочем, если большинство выпускников школ неспособны читать Толстого, то М.Е.Салтыков-Щедрин им тем более не по зубам.
«Сегодня за российский диплом дают вполовину.
а скоро будут давать по морде»
(Не смог удержаться от пародии на прогноз курса российского рубля, который Михаил Евграфович дал в позапрошлом веке).
Со школьным образованием получается как в анекдоте про Фиму и Мойшу, за свои же деньги наевшихся дерьма.
Не смешно.
И даже немного страшно: из-за масштабов явления.
ПОНИМАНИЕ = ОБЛЕГЧЕНИЕ
Не знаю, существуют ли эксперименты, зафиксировавшие реакции мозга в процессе понимания, но каждый из нас испытывал чувство, которое я называю «Чувство понимания».
Вспомните: когда Вам что-то становилось понятно, Вы произносили что-то вроде: «А-а-а … Вот оно как … Понятно!..» и испытывали чувство радости, облегчения, расширения сознания. Отнюдь не тяжести, усталости или головной боли.
Скажите:
Может быть вышеприведенных фактов вполне достаточно?
Даже животные заботятся о потомстве
Заботятся максимально эффективно с точки зрения будущего выживания взрослой особи …
Большинство из нас не избегает такого рода забот: накормить, одеть, отвести в школу …
Но ведь мы не только животные?
Можете представить следующую ситуацию:
тигрицы, пингвины или медведицы отдают своих детенышей на воспитание в детский сад (школу), из которой те выходят этакими уродцами: больными и слабо приспособленными к жизни?
Думаете, удалось бы нам встретить в Природе такой вид? Или Эволюция расправилась бы с ним задолго до нашей встречи?
Вероятностная слепота: незнание не освобождает от последствий
Кажется, что человеческое общество не так прямолинейно, не так глупо и не так жестоко.
Кажется… и все по той же причине вероятностной слепоты.
Проведите эксперимент: выясните у знакомых, многие ли имеют план жизни на десятилетия? (Взявших «льготную» ипотеку на 20 лет в выборку не включайте: это не планирование, а садомазохизм.
Но если человек даже теоретически не принимает время в расчет, то будет ли он действовать, прилагать усилия, нести затраты, которые дадут отдачу через … половину оставшейся жизни?!!
Человеческие «Цветочки» появляются лет этак через 12-14, когда дети начинают пассивно «не понимать» и активно игнорировать школу, перенаправляя внимание на сайты и напитки «для взрослых».
Одна из формулировок «Закона бутерброда» гласит:
«Если мы что-то не улучшаем, то мы это ухудшаем».
У каждого из нас будет возможность убедиться в справедливости этого закона:
у некоторых в хорошем, у остальных в плохом смысле …
2%- эффективность
Я много писал о «2%-барьере успешности».
Вот еще «2%-данное»:
масса головного мозга взрослого человека составляет в среднем 2% от массы его тела.
Этому есть три возможных объяснения:
Мой опыт общения с родителями, обучения взрослых людей и детей говорит скорее в пользу последних двух предположений.
Каким должно быть эффективное образование?
Школьное образование невероятно затратное.
КПД методов обучения через понимание и школьных методов соотносятся как КПД термоядерного реактора и старого доброго паровоза.
Но тот паровозик был хотя бы добрый …
Обучение не может быть легким. Но оно не должно быть и тяжкой обузой …
Каждый шаг правильного обучения делает человека более способным, а сам процесс воспринимается как все более интересное и увлекательное занятие …
Мастера обучения
Мне повезло: мои школьные учителя были неплохими людьми. Поэтому в школьные годы я не растерял интереса к учебе. Что спустя много лет позволило встретиться с некоторыми настоящими Мастерами: они изменили мое понимание обучения кардинально.
… Представьте, насколько легче ориентироваться, видя общую картину в сравнении с тем, когда каждый шаг прописан подробными инструкциями со множеством мелких, не связанных между собой деталей!.. Насколько уязвим самым незначительным изменениям «пошаговый» метод!..
Для ориентирования на местности необходимы обе составляющие. Проблемы возникают, когда возникает дисбаланс.