До сих пор мне не удавалось обнаружить метафору, столь точно отражающую главный принцип образования. Грань, отделяющую зерна работающих методов обучения от плевел педагогических манипуляций детским сознанием..
Но вот — случилось …
…Возможно, что уже ко второму году обучения ребенка в школе Вы успели сообразить: со школьными методами обучения что-то не так в принципе. И дело не столько в конкретных методах обучения математике, русскому или английскому языку. И даже не в том, какая у Вас учительница …
Собака порылась где-то в другом месте и ямку выкопала поглубже …
«Ко второму году обучения» — это, согласитесь, достаточно быстро: до большинства родителей это не доходит и к одиннадцатому…
«Мудрость не всегда приходит с возрастом.
Бывает, что возраст приходит один»
Михаил Жванецкий (?)
Психология успеха (зачем мы учимся)
Сколько бы родители ни ругали школу, большинство уверено: школьное образование увеличивает шансы детей на успех. Иначе …
Иначе я не уверен, что даже самый недалекий родитель не предпринял бы отчаянных попыток, не изобрел бы какой — нибудь особый метод, чтобы изменить ситуацию.
Вот здесь и начинается самое интересное …
Доводы разума бессильны перед постулатами веры.
Приводить человеку логические аргументы, противоречащие его убеждениям, все равно, что пытаться растопить льды Арктики постельной грелкой. Такой метод «работает» только на страницах некоторых ВУЗовских учебников по психологии.
Но не в жизни.
И поэтому такие статьи не пишутся для «большинства».
И поэтому я позволю себе усложнить терминологию: без этого я не смог бы рассказать об обещанной метафоре образования, простой, яркой и точной. Что редко сочетается в метафорах из-за их общей «Мета» природы.
Основной метод обучения
Но … Если что-то «общеизвестно», то оно, скорее всего, ошибочно.
И «логический» вывод из приведенных фактов — не более, чем гипнотизирующий эффект использования метода правдоподобного изложения, широко применяющийся в школьном образовании.
Но я обещал метафору, поэтому отвлечемся от школы и поговорим о более костной материи.
(Хотя я не уверен, что тема предстоящего разговора более костная, чем закостеневшее школьное образование ).
Теория приспособляемости
«В теории приспособляемости исследуются условия, при которых после нескольких (предварительных) циклов нагружения в теле возникают такие остаточные напряжения, что последующее нагружение вызывает только упругую деформацию.
Если же последующие (рабочие) нагрузки выходят за пределы приспособляющих, может возникнуть пластичность … что после определенного числа циклов приведет к разрушению, несмотря на то, что значение нагрузок не достигало предельных.»
Гохфельд Д. А., Чернявский О. Ф. «Несущая способность конструкций при повторных нагружениях»
Если Вы, уважаемый родитель, не занимались вопросами прочности, то, вероятно, полагаете, что работоспособность машин и механизмов — от мясорубки до авиалайнера — обеспечивается расчетным путем.
Совсем, как в школе: есть задача и есть правильный ответ в конце учебника
…Попытка точно рассчитать механическую конструкцию заранее обречена на неудачу. Как и долговременный прогноз погоды. Поле напряжений, возникающее при эксплуатации, столь сложное, что любой расчет является не более, чем оценкой. Каждому мало-мальски грамотному инженеру это известно.
В отличие от профессиональных педагогов, разрабатывающих новейшие методы обучения.
«Эксплуатационные» методы обучения
Поэтому кроме расчетных методов, конструкторы и инженеры используют эксплуатационные методы, дополняющие расчетные и компенсирующие их ограничения.
Переведем смысл теории приспосабливаемости, цитату из монографии по основам которой я привел выше, на простой язык.
Механизм, спроектированный жестко, хотя и точно, практически не работоспособен.
Из-за сложных и непредсказуемых условий реального нагружения в некоторых местах конструкции возникают повышенные (в сравнении с расчетными) и плохо прогнозируемые «всплески» напряжений и изменение свойств материала, что и вызывает разрушение.
Вот такой парадокс … Обычное дело в обычной жизни.
Некоторая неточность, «дефектность», «неправильность», заложенные изначально, обеспечивают приемлемую работоспособность в реальных условиях.
И наоборот …
Как это обеспечить конструктивно и технологически — отдельная большая тема. Вы можете вспомнить, например, прокладки из более мягкого металла, демпферы, разрушающиеся вставки и т.п.
Методы живой природы
Все-таки люди — не железки. Но давайте взглянем на устройство тел животных, выживающих в течение миллионов лет. Какие методы приспособления к столь динамичной внешней среде использовал Главный Конструктор?
Те же самые.
«Лучшее знание — это незнание о том,
что ты что-то знаешь. »
Лао Цзы
Вероятно изначально не будучи уверен в будущем, Он заложил столь высокие адаптационные возможности, которым стоило бы поучиться светилам педагогики!..
Вся эта, далеко не полная цепочка явно выстроена исходя из предположения о неопределенном будущем!..
Некоторые изменения в теле (и психике) человека, которые мы привычно воспринимаем как «болезни», в исторической перспективе обеспечивают выживание организмов… Без некоторых «Болезней» здоровье было бы невозможно.
Метафора работающего метода образования
Рассчитать которую, кажется не проще, чем стальную балку на изгиб . .
«Лучше быть мягким снаружи и твердым внутри,
чем твердым снаружи и мягким внутри»
Лао Цзы
Школьные методы ориентированы на
а потому не могут считаться методами обучения.
Даже если наймете репетитора …
И далее я покажу, что метафора приспосабливаемости в образовании точно отражает основной дефект школьных методов предоставления образовательных услуг.
(Так теперь называется обучение в школе ).