Буквально на днях у меня состоялся разговор с директором московской гимназии.
Узорова — Нефедова или Сканави?
«Интересный обучающий «метод» придумали эти женщины — Узорова и Нефедова», — заметил я.
«Прорешаем кучу однотипных задач и … научимся их решать. Особенно хорошо этот метод работает, если задать сотню — другую задач на каникулы. В соседней математической гимназии любят это подход. А то, что среди их учеников победителей математической олимпиады «Кенгуру» в прошлом году не было ни одного — так это чистая случайность».
«Ну что же», — заметил директор, мой ровесник, — «В советское время мы тоже знали: если решил задачи из сборника Сканави — значит поступил в ВУЗ».
«Это правда», ответил я.
Но почувствовал, что сравнивать Узорову — Нефедову и Сканави в контексте разговора не совсем правильно. Но объяснить «Почему?» сразу не смог. Потому взял паузу.
Подумать.
Ответ пришел сегодня. И очень простой.
«Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗЫ» под редакцией Сканави служил справочником. А справочник — это
«Издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, чтобы быстро и легко навести по нему справку.
Википедия
Поэтому столь велика разница в понимании предметов большинством детей в школе «современной» и школе «советской».
Что делать с подобными наблюдениями — каждый решает сам. Для меня это как водораздел, перекресток, на котором стоит указатель: