В комментарии к статье «Психология обучения (ответы и решения) неизвестный Автор точно уловил главную мысль: «Вся статья — всплески мыслей. Все как-то не связано. Словно скачки с одного на другое.»
Не знаю, комплимент это или критика, но это именно то, что я хотел сказать о правильном методе обучения …
Обучение — это развитие способности мыслить естественно. А «естество» по Природе своей изменчиво. Видели Вы когда-нибудь застывший процесс? Даже камень перед Вашим загородным домом завтра уже не будет прежним … (особенно, если Вы наймете хорошего охранника )
Отдавая себе отчет в том, что всякие намеки на эзотерику сразу «Отключают» восприятие у 99% «серьезных» людей, тем не менее скажу:
мудрецы, достигшие понимания Природы, советовали: «Чтобы понять предмет, нужно как бы слиться с ним».
Уильям Оккам заметил:
«Движущиеся тело и движение удовлетворительно не различимы».
Впрочем это также предполагает способность легко разобраться с любой информацией — по мере надобности — и без надрыва …
(Вот коллизия, недоступная пониманию большинства педагогов, полагающих, что для того, чтобы знать, нужно сильно стараться и тяжело трудиться).
Главная уловка правильного, эффективного обучения не в том, «Как» учить, а в том, чтобы почувствовать и понять направление …
Простая метафора обучения
Чтобы научиться отличать один цветок от другого или, например, от трактора, нужен не жесткий шаблон, а концептуальное понимание. Которое есть, впрочем, у любого малыша… Почему же в школе все становится таким сложным!?. Неужели «Цветок» проще «Окружающего мира» Плешакова?!..
Это вряд ли.
Попробуйте (мысленно) сделать шаблон вот этого лотоса и потом использовать его, чтобы отличать лотосы от других представителей флоры … Первые затруднения встретите на втором же цветке, даже если это будет лотос …
Так и дети, изучая математику шаблонным методом, встретив чуть видоизмененную задачу … «не понимают». Не понимают того, что «учили» …
Шаблонное обучение
И вот еще метафора — «Домашнее задание» для оставшегося 1%
Попробуйте нарисовать что-нибудь, не обязательно высокохудожественно. Например — тот же цветок. И Вы поймете, что пошаговый, поступательно — линейный метод не сработает: Вы будете наносить штрихи то тут, то там. Но в результате появится образ, который смогут воспринимать и другие …
Машина «Рисует» по-другому: загляните под кожух принтера, когда будете распечатывать эту статью для того, чтобы поделиться с другими родителями . Там все «пошагово — линейно». Поэтому машина не может ни учить, ни обучаться, ни творить. Только строго следовать встроенным шаблонам, причем максимально эффективно.
Да пусть Ваш ребенок не вырастет такой вот «копировальной машиной»!
P.S.
И для совсем продвинутых:
когда нарисуете «цветочек аленький», попробуйте написать инструкцию по рисованию цветка для Вашего ребенка … Тогда Вы и догадаетесь, почему