Почти в каждой моей статье появляются комментарии с одним и тем же шаблонным возражением против предложения родителям подключаться к обучению своих же детей. Индивидуализировать обучение. Массовая школа — это становится ясно все большему числу людей — изживает себя.
Сама школа мало изменилась
Но сильно изменилось общество, к жизни в котором готовит школа.
Школа массовая изжила себя не потому, что она «плохая», а потому, что перестала соответствовать запросам реального мира.
Я собираюсь написать статью про школьную социализацию, которой одни пугают и от отсутствия которой страдают другие. Шаблонную статью. В том смысле, что впредь на все гневные комментарии просто буду давать ссылку.
Мне кажется, это разумное решение?
Я кратко укажу на некоторые ключевые пункты несоответствий в логике критиков. Наполнить эти пункты дополнительными фактами каждый человек сможет сам.
Если ему это действительно нужно.Лиц не видно, так что не является нарушением )) Вчера, проходя мимо одного из московских колледжей, видел такую картину. Прежде, чем пустить внутрь, на улице (чтобы не заразиться) что-то проверяют. В масках. Метафора современного образования. По форме придираться не к чему, а с содержанием напряженка …
Про социализацию, как инклюзию
- Учителя ругаются на принудительную инклюзию. Трудно учить.
- Но те же учителя ругаются и на меня, когда я говорю, что обучение в принципе может быть только индивидуальным. Остальное — паллиативные решения.
По-простому: маргарин, это масло, если нет возможности купить масло.
Если подумать, не является ли «социализация» инклюзией в широком понимании? Собирать вместе и учить единообразно совершенно разных людей, включая их в единообразную систему?
- Не «подрезание ли это крыльев» одним?
- Не подавление ли это избыточностью других, которые в другом темпе способны подняться выше и социализироваться лучше?
«Дурной пример заразителен»
Социальная рефлексия
Давно не секрет, что в толпе люди реагируют на самое простое, наименее затратное и примитивное. «Идут по пути наименьшего сопротивления». То есть реагируют на слабости.
И становятся слабее.
Вспомните свое детство. Много вы помните примеров, когда
- весь класс в едином порыве воодушевлялся изучать математику, если один решил «неподъемную» задачу?
- Все начинали больше читать и писать, если девочка с особым чувством прочитала вслух стихотворение?
- Или бросались покупать краски и альбомы, случись мальчику нарисовать красивый цветок?
- Или начинали пропускать вперед девочек и вежливо общаться с другими, если …?
И я не припомню таких примеров.
Хотя я получил «лучшее в мире» в очень неплохой (как потом оказалось) школе. И трое из моих учителей сразу после моего выпуска получили «Заслуженного».
Представьте, как «засоциализировали» бы в среднем классе массовой школы Эйнштейна (как метафора). Сначала за «тупой», а к позже — за «шибко умный».
По-любому не прокатило бы.
Эффект первого впечатления или импринтинг
- «Эффект Маугли».
- Первые детские образы.
- Сенситивные периоды развития …
Проведите мысленный эксперимент
Поместите одного и того же человека в разные семьи, в разные микросоциумы. И посмотрите, будет ли разница в воспитании, обучении, в приобретенных привычках и во взрослой жизни его разных версий.Иначе говоря, взгляните с необычной, не массовой точки зрения. Сможете увидеть много интересного (мое фото)
Шаблонное «мышление»
«Социализация» — это просто слово, шаблон «мышления». Понятие, содержание которого подменено.
Мало кто из учителей задумывается о значении понятия «социализация».
Многие используют его для оправдания текущего состояния дел в профессии. Это свойственно всем человекам — объяснять, рационализировать, оправдывать то, что мы делаем.
Но и большинство родителей не лучше.
Я же говорю: это — шаблон. Шаблонное «мышление» массово прививается массам в массовой школе. Некоторые потом становятся учителями, другие родителями — на скорость не влияет. Это из другой оперы.
Социализация как встраивание в общество
В определённый тип общества, в социальную группу.
Вы конечно замечаете диалектическую противоположность категорий «общество — малая группа»? 🙂
В какую именно группу встраивает ребенка массовое образование? Не существует ведь «общества вообще»?
Человек живёт в конкретной общественной группе, слое. Это не сегрегация, это факт. Или вы можете выбирать:
сегодня отобедать с Президентом,
завтра — с кассиром,
послезавтра с ученым из ближайшего отделения РАН,
а через недельку — с Майком Тайсоном, не сумевшим нокаутировать на прошлой неделе своими страшными кулаками более подвижного Роя Джонса?
Это опять разговор о способности думать как умении хотя бы по полочкам раскладывать, а не валить все в кучу. И еще один намек на «массовость» и «социализацию» ))
Кто и как социализируется?
- Как социализировались цари, дворяне? С какой целью? В каком «обществе» они планировали жить?
- А.Пушкин, который социализировался в царскосельском лицее среди всяких-разных Кюхельбекеров и еще трех десятков (всего-то трех!) дворянских детей. И даже среди «старика Державина, заметившего и благословившего»?
- А великие спортсмены? Да и просто спортсмены, перешагнувшие рубеж первого разряда, ну или к.м.с.? Да у них элементарно времени не было на школьную социализацию!.. И ничего, большинство выросли успешными людьми. Некоторые даже в депутаты ушли и работают на благо масс. А депутат — это глубоко социальная позиция. Следовательно, они нормально социализировались без школы ).
Не спора ради …
Я ведь пишу не для спора, а для осмысления.
Если вас покоробил отдельный пример — замените его, поищите и найдите собственный. Попробуйте ухватить мысль.
Все, что делается делается с определенной целью, для чего-то.
И социализация делается «для чего-то». И это «чего-то» всегда конкретно.
«Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию; но достаточно одного эксперимента, чтобы её опровергнуть» А.Эйнштейн
Вряд ли я исчерпал тему.
И вряд ли возможно ее исчерпать. Это свойство нашего ума — оправдывать то, к чему мы привыкли — не позволяет некоторым людям думать. Но у других некоторых все-таки получается.)
И в заключении — для объективности
О некоторой пользе школьной социализации. Сомнительной
Адепты школьной социализации и мои (не очень далекие) критики в один голос (не метафора) утверждают.
— «В школе дети, сталкиваясь с трудностями, учатся взаимодействовать с себе подобными и, преодолевая трудности, становятся сильнее, адаптируются к будущей реальной жизни».
Можно было и не комментировать … Особенно, насчет «реальной» 🙂
На этот случай у меня есть домашняя заготовка: «Может сразу в детскую колонию? Там и трудностей побольше, и условия жестче. Следовательно, и социализация пройдет эффективнее».
Ругаются, не хотят в колонию.
Говорят, что школа еще и учит.
— «Дорогие мои оппоненты! В колониях тоже есть школы! Так что не беспокойтесь и рассмотрите моё предложение.»
Или начните думать.
Нормальное — не значит массовое
Я в курсе что такое «Нормальное распределение».
Я знаю, что есть люди среднего роста, есть великаны и есть карлики — есть «хвосты». Причина существования нормального распределения неизвестна. Таково свойство этой Вселенной — больше об этом нечего сказать.
Я и сам могу привести несколько примеров, когда из массовой школы выходили нормальные, а иногда и гениальные люди. Повторюсь: я знаю, что существуют «хвосты».
Но выходили эти люди, справляясь с трудностями, «не благодаря», а «вопреки всему». Это существенно.
Иначе мы договоримся до пользы массового лотерейного безумия, поддерживаемого, кстати, государством. И будем в качестве аргумента кричать о возможности выиграть миллиард.
Примеры-то, действительно, есть.
И для вдумчивых я добавлю вот что.
Послесловие для вдумчивых
Диалектика — это наука, в частности, о нелинейности развития.
Если история и повторяется, то не иначе, как фарс. Что мы и наблюдаем в массовом образовании.
Был небольшой (по историческим меркам) период, когда массовое образование выполняло прогрессивную функцию в развитии человечества.
«Но таперича — не то, что давеча». Началась другая ветвь спирали развития.
Функция массового образования, как и положено, «перевернулась» и теперь диалектически отрицает саму себя.
И сейчас, как ни странно, не время много рассуждать об этом.
«Надо прыгать!» ))
Время взять обучение своих детей в свои руки. А с диалектикой разберемся позже.
Это вкратце все.
Теперь всех критиков, ратующих за исключительную необходимость «школьной социализации» я буду отсылать к этой статье.
Без необходимости соглашаться с ее аргументацией и логикой.
Эта статья на моем канале Дзен