Правильное обучение делает ребенка сообразительнее и скоро с ним можно разговаривать, привлекая анализ данных и логику. Но никак не раньше 12-13 лет, когда логика и абстрактное мышление начинают проявляться. Обучать же детей «логически» в начальной школе — абсолютно провальная идея.
Мотивировать ребенка учиться с 12 — 13 лет можно пробовать не только «кнутом и пряником», но и разговаривая с ним как с почти разумным существом,
пробуя соединить понимание математики с реальной жизнью.
Что мотивирует человека?
Цель: ясная, понятная и желанная. Другой вид цели «желанная наоборот»: «Только не это!!!».
«Дети должны понимать, что они учатся для себя!»,- так на родительском собрании учительница английского учила родителей мотивировать их детей — третьеклассников … Никогда не слышал, чтобы этот «должен-метод» срабатывал.
Разбирая архив заметок для курса я наткнулся на непримечательную картинку: данные о динамике производства станков в СССР и России. «Как это данное можно применить в воспитании сына?»,- подумал я.
А вот как.
Одна из составляющих моей системы обучения зиждется на следующем факте психологии человека:
Это можно и нужно использовать в обучении. Особенно, если мы пытаемся апеллировать к будущему ребенка, совершенно для него нереальному. Взрослый может хотя бы взглянуть на статистику и увидеть наиболее вероятные варианты развития событий. Но дети статистику если даже и «проходили», то вряд ли поняли: рановато. И это физиологический факт.
Я подозвал сына и сказал: «Смотри, в каком обществе тебе предстоит жить. Станкостроение — основа промышленного развития, а станков сейчас производится примерно в 100 раз меньше, чем в дни моей юности.
Что с людьми, которые их изготавливают, как думаешь?». «Наверное, их нужно меньше, несложно догадаться»,- ответил сын.
«Верно». (Одной картинки я не нашел, поэтому соорудил «данное» из двух).
«Станков стали выпускать меньше, но они стали значительно сложнее»,- продолжал я, обратившись к еще одной картинке. «Смотри, какие станки работали на заводах 50 лет назад и какие — работают сейчас».
«Если станков стало меньше, то и людей нужно меньше, это понятно. Но ведь станки стали значительно сложнее: что из этого следует?»,- спросил я.
«Наверное, эти люди должны быть умнее, что ли?». «Что ли»,- подтвердил я. «Побеждай не числом, а умением».
«А вот теперь подумай о том, что если в моей юности было достаточно просто получить высшее образование, чтобы нормально жить, то в твоей юности ты должен будешь быть на три головы выше «среднего» уровня. Либо ты на фиг никому не будешь нужен».
Анализ достоверности приведенных данных требует отдельной проверки, но в данном случае речь шла не об арифметике, а о понимании. И о мотивации сына на обучение не «должен-методом», а чем-то немного более разумным.
Заодно он еще раз получил пример того, как нужно анализировать данные. Пока вот на таком уровне …