Большинство родителей, обратившихся ко мне за советом, спрашивают: какие учебники по математике я рекомендую?
И каждый раз я отвечаю: дело не в учебниках.
Например, учебник Киселева по математике — лучший. Это вам не пародии на тему математического образования в стиле Петерсон, Виленкина или даже Никольского. И так думаю не я один.
Всемирно известный математик Владимир Игоревич Арнольд несколько лет назад, выступая на конференции в Подмосковной Дубне, заявил об этом прямым текстом. Чем и вызвал бурю аплодисментов присутствующих.
Но если так, то кто и зачем внедряет в современное школьное образование совсем иные подходы?!.. В этой статье я представлю собственную точку зрения, с которой вы не обязаны соглашаться.
И чтобы не казалось, что я просто теоретизирую, расскажу о том, что я все-таки забрал младшего сына из школы на семейное обучение.
Обучающие истории или о пользе чтения
В детстве я прочитал книжку Даниеля Дефо, из которой узнал: правильные действия могут приводить к неправильным результатам. И если образование собственного ребенка вас волнует, то понять это абсолютно необходимо.
… Помните Робинзона Крузо, который чуть ли не год выдалбливал пирогу из цельного ствола дерева? Он с энтузиазмом вкалывал большую часть светового дня, «как раб на галерах». Очень похоже на обучение в современной школе, за тем исключением, что дети продолжают делать домашние задания и после захода солнца…
Чего достиг Робинзон в результате?
Когда он завершил работу, то вдруг обнаружил, что не в состоянии воспользоваться результатом и дотащить лодку до берега моря!..
Он все сделал правильно, но так и не смог покинуть остров. Он не спросил себя вовремя: «Смогу ли я воспользоваться результатами, когда закончу работу?»
Думая об образовании ребенка, стоит задать себе несколько вопросов.
Скажем проще: ваш ребенок просто утонет в волнах современной экономики под грузом такого образования.
Государственная политика и школьное образование
Политика интересует меня исключительно чтобы «осмотреться по сторонам» и понять: где я нахожусь? Чему и как следует учить моих детей сегодня?
Принцип «Действуй в зоне своего влияния, а не иллюзий» очень практичен.
Я просматриваю «информационные месседжи», посылаемым мне «сверху». Мне нравится думать, что «месседжы» посылаются именно мне. Как при голосовании: мой голос считается очень важным — а иначе зачем так активно завлекать меня на избирательный участок, равно, как и моего сына — в школу, втюхивая ему «современные образовательные услуги» и учебники, издаваемые заслуженным тренером по дзюдо, совладельцем издательства «Просвещение» А.Ротенбергом.
Вот парочка «месседжей» для размышления и ухватывания сути общего образования.
Связаны ли школьное образование и продолжительность жизни?
По словам председателя постоянной комиссии по культурным правам Совета по правам человека при Президенте РФ Аниты Соболевой выполнение майских Указов 2012 года — «сплошное очковтирательство». Большинство зарплат учителей остались на прежнем уровне или снизились.
Похожим способом здравоохранение «выполнило» майские Указы Президента по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, одновременно в два раза «подняв» смертность от болезней эндокринной, нервной и мочеполовых систем, от психических расстройств и от прочих причин…
«Смертность от этих факторов за последние годы превысила средние показатели по России».
А ведь я уже писал об этом раньше … .
Новые майские Указы идут дальше и ставят более грандиозные задачи:
Профессионалам, которые не смогли справиться с болезнями сосудов, предстоит проникнуть в святая святых: тайну самой Жизни.
Причем быстро и глубоко.
Даже если это не согласуется ни со здравым смыслом, ни с прогнозами российских (Росстат) и мировых (ООН) профильных ведомств.
• По последнему прогнозу Росстата средняя продолжительность жизни в России к 2035 году (не 2024) повысится до 75,8 лет.
• По прогнозам ООН средняя продолжительность жизни в России к 2050 г. составит 76,8 года, а к концу века 83,2 года.
Одним из путей достижения поставленной задачи, видимо, является увеличение продолжительности детства до 30 лет. Это не шутка, а цитата из выступления Министра здравоохранения РФ.
Казалось бы: с чего это вдруг руководству страны захотелось кардинально и невероятно быстро увеличить продолжительность жизни простых людей?
Для получения ответа давайте проанализируем еще один «месседж».
«Среднее»: излюбленный критерий большинства
Чиновники любят «среднее по больнице».
• Возможно, потому, что они слабо образованны.
• Возможно потому, что для большинства и этот критерий – «высшая математика».
• Возможна комбинация причин.
Средняя продолжительность жизни в России составляет 72,5 года.
При этом мужчины живут в среднем 66,5 лет, женщины – 77 лет.
«Ну и к чему эти цифры?», спросите вы.
Для сравнения с другими цифрами: для чего же еще используют цифры?..
Активное долголетие: в школу — раньше, на пенсию — позже
Несколько лет назад произошел пробный вброс в СМИ месседжей о необходимости увеличения сроков выхода на пенсию. Дескать, деньги из ПФР разворованы, происходит старение населения и тому подобный бред. Государственные мужи на самом высоком уровне, естественно, тут же опровергли эти фейковые новости …
Но вот свершилось: выборы позади и правительство уже готовит документы. Рассматривается две формулы увеличения пенсионного возраста: 63/65 и 65/65.
(Для справки: нынешний общественный договор предполагает формулу 55/60).
Что это значит практически?
Всегда удивлялся: зачем первокласснику СНИЛС?
Многое значит …
Но эта статья о школьном образовании, к которому я скоро вернусь, а не политэкономическое исследование.
«А зачем я тогда игрался цифрами?»,- опять спросите вы.
… Если бы клиповое мышление, формируемое школьным образованием, предполагало способность анализировать данные и улавливать смысл, ну, хотя бы сравнивать «средние» значения …
«Простые люди» такое бы тогда увидели и поняли, что … лучше и не думать об этом.
Например:
Но клиповое школьное мышление исключает способность понимания. Большинство не понимает даже того, что ему суют прямо под нос.
Это недостаточно понять. Это надо прочувствовать
Повторюсь: лет через 5 абсолютное большинство «средних» мужчин в России будут вообще лишены пенсии.
Почему?
Они просто до нее не доживут.
«В среднем», конечно.
И вот именно для того, чтобы этот ужас не произошел, Президент в майских Указах и предусмотрел кардинальное и стремительное увеличение продолжительности жизни в РФ.
Ведь если бы этот «сравнительно честный способ отъема денег у населения» все-таки чиновниками был задействован … Тут и до греха не далеко: социальный взрыв, потеря доверия и далее по списку.
Но это статья о школьном «образовании», о «лучших учебниках», о семейном образовании и обучении собственных детей.
Не «среднестатистических».
Цена школьного непонимания
«Туман мало-помалу рассеивался»
Велимир Хлебников «Творения»
Если бы школа действительно учила думать, а её выпускники обладали способностью сравнивать в уме пару – тройку циферок, улавливать смысл написанного и сказанного, то разве прокатила бы такая лажа?!
Пришлось бы просто сказать: «Денег нет, но вы держитесь».
Их давно уже нет, но мы стараемся, как можем!
• «Но почему тогда у чиновников, депутатов, судей экономические условия существования настолько особенные?»
• «В каких именно школах учат их детей, что они становятся настолько способными, что стремительно растут по служебной лестнице в государственных же структурах? Подскажите, пожалуйста, (номера, адреса) — мы тоже отдадим туда своих детей!»
• «Расскажите, пожалуйста, по телевизору: как научиться выбирать жен так, чтобы они гарантированно становились успешными бизнесменами, зарабатывающими миллиарды?»
«Потому, дорогие россияне, что не так все просто, как вам снизу кажется … Ну не могу я вот так взять — и посадить, уволить, расстрелять: будет еще хуже. Приходится двигаться осторожно, постепенно, руководствуясь политической целесообразностью, искусством возможного».
Но заявить так– уже «резкое движение».
… Да и не очень верю я в «святость» людей, управляющих другими людьми. Власть — весьма токсичное явление…
… Обычная школьная училка, чувствуя своё превосходство, куражится, выставляя двойки в столбик. Заходится визгливым криком на того, кто виноват лишь тем, что его или её родители в тот момент не могут заступиться. А большинство и не хотят, полагая, что это именно ребенок «неправильно себя ведет, ленится, не хочет учиться, не старается» …
Сократим повествование до сути
Я подумал: возможно, Сократ носил такое имя потому, что умел кратко излагать свои мысли? Я явно не Сократ …
• Ясно, что деньги из ПФР разворованы.
• Также ясно, что произошло это не в одночасье и нельзя всех собак вешать на одного человека.
• Ясно, также, что невозможно платить деньги из того места, где их нет.
• Ясно, что ситуация в стране такая, что «рояль из кустов» сразу выкатить не получается. Ситуация «такая» во всех смыслах: и в кадровом, и в экономическом, и в политическом, и во внешнеполитическом, и во многих других.
• Ясно, поэтому, что «мощный прорыв» в экономике при таких начальных условиях не произойдет.
Но также ясно – и история дает тому множество примеров – что иногда буквально из ниоткуда возникают новые переменные, о существовании которых никто не знал, которые не принимались в расчет. И тогда ситуация менялась в одно мгновение. В историческом масштабе, конечно.
Подобное может произойти и сейчас.
Естественно, продолжительность жизни на 6 лет за 6 лет можно увеличить только на бумаге. Равно, как и резко снизить заболеваемость от «болезней века» или повысить среднюю зарплату учителей.
Но …
Есть два варианта развития событий.
• «Рояль из кустов» все-таки выкатят и начнется действительно мощный экономический рост.
• «Рояль» так и останется стоять в кустах неопределенно долго и экономика по-прежнему будет дрейфовать в неопределенном направлении.
Но …
В обоих случаях будут ниши – в большем или меньшем количестве, занять которые смогут только действительно способные люди. Люди уверенные, энергичные, способные думать, анализировать, предвидеть и действовать в условиях неопределенности.
Я говорю об этом метафорически: «выбросы данных», «хвосты распределений» есть везде. Но суть современной школы, «услуга», которую она сегодня предоставляет, противоречит тенденциям развития общества.
Не просто не способствует, а именно – противоречит.
Наконец о семейном образовании
Глубоко проанализировав это и осознав, я и принял решение забрать младшего сына из школы на семейное образование.
Это ведь понятно?
Развитие случается через отрицание вещей, которые не работают сейчас. И, кажется, я об этом уже где-то слышал: возможно, от Сократа?
Сегодняшняя школа – неработающая, вредная «вещь». И развитие ребенка может происходить только через ее диалектическое отрицание (выругался, все-таки …).
Убирая минусы, мы вносим коррективы и двигаемся в более верном направлении с бОльшей вероятностью. Даже не зная точно, какое направление правильное.
Это ведь понятно?
Здравствуйте. Давно уже писала вам, тогда еще сомневаясь в правильности выбора. Я про семейное образование, что это окно как бы в другой мир., про учебники Петерсон. Так вот, пройдя муки колебаний,я все же забрала сына на семейное. Только жалею, что надо было сразу в начале 5 класса уйти. Ушли в начале 4 четверти 5 класса. Теперь уже завершаем 6 класс.Ольга
Здравствуйте, Ольга,
могу оценить Ваш поступок, потому, что знаю вопрос изнутри. Это действительно — Поступок …
Так складывается, что образовалась некая группа совершенно разных людей, которые озабочены образованием и собираются последовать Вашему примеру .
Поэтому во второй половине июля я все-таки запускаю курс для родителей на эту тему.
Если интересно — присоединяйтесь. Подробности будут на сайте, также я разошлю информацию по базе пользователей, зарегистрированных на моем сайте.
Спасибо, очень интересно. Обязательно присоединюсь.