Зачем нужна школа? Зачем учиться понимать? Зачем нужны точные науки: математика, философия ( )
Это короткое эссе, которое я написал за 40 минут: некоторые стилистические и логические неточности — да простятся мне придирчивым Читателем.
Это — не о школе, это эссе о дураках. Точнее, о нормальных, в большинстве своем — совершенно неглупых детях, которые совершенно незаметно для большинства родителей превращаются в дураков.
Именно незаметно, по принципу «Окна Овертона», поскольку «ключевая компетенция» школьного процесса маскируется совершенно третьестепенными процессами «выбора образовательной траектории», оцениванием и тестированием, призванными «контролировать эффективность» следования этой самой траектории, ведущей … Я уже написал — куда …
Логика квазипонимания
Я достаточно давно разочаровался в логике как методе поиска истины. Логика, даже используемая грамотно и по назначению, способна лишь упорядочить, организовать данные, прояснить ситуацию, «взрыхлить почву для понимания». Логика не является инструментом доказательства.
Но многие этого в упор не понимают …
Школьные программы, кстати, яркий пример попытки надеть на корову седло скаковой лошадки. Все эти «пошаговые методики», «технологические карты уроков» … Чем больше процесс обучения занаучивается, тем менее научным и — уж точно, менее эффективным — он становится.
Математическая безграмотность — необходимое, но недостаточное условие поддержания статус кво современного общества
Почему в начале статьи я упомянул философию как точную науку? И почему сейчас собираюсь говорить о математической безграмотности и причем тут социум? Взгляните в Википедии определение философии, как науки » … о наиболее общих законах развития …», просмотрите биографии величайших математиков, таких, например, как Ньютон или Декарт и все стането ясно.
Математика, как и философия, зиждется на некоторых исходных принципах, некоторые из которых в школе называют «аксиомами». Суть аксиом — разделение на категории, «черное и белое». Как и суть главных законов философии.
Как и суть современного общества, разделенного невидимой линией, все более и более четкой, на
- «умных и дураков»,
- «богатых и бедных»,
- «своих и остальных».
Выборы «любимого напитка населения»
Где-то в недрах литературы о математической неграмотности населения мелькает такой пример …
Маркетологи решили выяснить: какой из напитков предпочитает большинство населения? Видимо, чтобы определить «траекторию развития» будущих производств.
Или для чего-то другого?..
В результате победила … водка!
«Что за ерунда!»,- скажете вы. Разве может быть такое — даже в нашей стране — что большинство предпочитает водку, скажем, соку или, на худой конец, пепси-коле?!
Может.
- Если правильно организовать опрос и должным образом сформулировать вопросы анкеты.
- Если большинство населения математически безграмотно.
Предположим, что в репрезентативной группе (выборке из тысячи, например, человек) процентов 20 сильно «употребляющих»: они и проголосуют за водку. Остальные более — менее равномерно распределятся между остальными напитками.
Возьмите калькулятор и прикиньте …
Какой напиток вышел победителем?
- Где здесь подтасовка?
- Где здесь обман?
Их нет, есть лишь продажная девка Статистика. да и то, не продажной она родилась, таковой ее сделало общество, где она росла и воспитывалась … Да еще — неразборчивые клиенты этой распутной дамы … Малообразованные, глуповатые, получившие «Образование» в той же школе, где «училась» эта бывшая девушка. Люди, у которых не то что статистическое, а и вообще никакое мышление не развито …
Тест на элементарную статистическую (не)грамотность
Если в подобном «опросе» вы попросите квалифицированных потребителей выбрать не один, а два напитка, то — как вы думаете, распределятся голоса:
- процент «пьющих» увеличится
- процент «пьющих» уменьшится
- Иное
К сожалению, математическое мышление (как и любое другое, потому, что «другого» и не бывает, что опять возвращает нас в область философии) у большинства не развито …
К сожалению, потому, что «обламываться» эти выросшие, оболваненные дети будут не только в «статистических опросах», но и абсолютно везде …
- «Более 90% компаний прекращают свое существование в первый год».
- Из сотни рядовых сотрудников крыпных и успешных компаний буквально единицы поднимаются по карьерной леснице: зачем умному владельцу успешного бизнеса дураки, которые организуцют такие «опросы»? С такой «статистикой» и до банкротства недалеко.
Поэтому большинство современных школьников хотят стать … Барабанные палочик …
Чиновниками!
Очевидно, там способность понимания совсем не требуется?
(Это чисто логическое предположение, мнение автора, которое может не совпадать не только с действительным положением вещей, но и с правильной точкой зрения организаторов школьного образования и других официальных лиц).
Думаю, что все-таки некоторым нужна …
Все на выборы!
Опросные листки на выборах любого уровня организованы по тому же принципу, что и при выборе «любимого напитка».
Очевидно, что водку любит подавляющее меньшинство населения, но «выбирают» именно ее, родную.
- Если размыть категории,
- если человек вообще не понимает, что такое «категории», потому, что «изучал» математику в школе,
то …
«На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь — и делай с ним что хош».
Водка, политика, выборы мэра …
Это просто яркие метафоры, крайности. Человек, обученный думать, именно так начинает подходить к осмыслению запутанных вещей. Тонкости это всегда вторичные и третичные подкатегории.
Как, например, категориями были бы:
- «алкогольные» и «безалкогольные» напитки.
- «Социальная» и «Антисоциальная» политика.
Тогда опросы, выборы имели бы смысл.
А большинство выросших детей становились бы счастливыми и успешными людьми, членами счастливого, справедливого общества, целью которого бы являлось счастье каждого и в котором каждый считал бы своим долгом служить обществу, потому, что общество помогает ему стать счастливым, потому, что …
И это уже не «дурная бесконечность»: если это и рефлексивный цикл, то ведущий по правильной «траектории развития».
Восходящая диалектическая спираль.
P.S. Когда я искал в сети картинки для украшения статьи, мне попалось чудесное стихотворение Ольги Николаевны Назаренко, которое заканчивалось такой моралью:
«Мораль сей сказочки не скрою:
Ну не идёт седло Корове,
И как его не примеряй,
Её по жизни ждёт сарай.
Хочу Коровам пожелать
Чужие сёдла поснимать))»