В нынешнем образовании происходят изменения, подобные перестроечным процессам конца 80-х начала 90-х годов. Назовем это перестройкой системы образования и проведем некоторые исторические параллели.
«История повторяется дважды: первый раз как трагедия, а второй раз как фарс»,-
писал Гегель. Однако в этот раз фарс реформирования образования для большинства обернется трагедией.
Любая реформа это разрушение
Что произошло раньше: перестройка или развал страны и что явилось причиной чего?
Большинство из нас приучены думать так: если что-то произошло, то у этого есть непосредственная причина. В школе такой образ «мыслей» приветствуется, но Природа использует иную Логику. В Ней все взаимосвязано и Причина, вызвавшая Явление, сама зависит от своего детища.
По-умному это называется системность, синергизм, рефлексивность или еще как-то там …
Но давайте рассуждать проще, через примеры.
«Гудит как улей, родной завод»
Я ушел с завода лет за 5 до начала перестройки, но связи с производством не терял. Работая научным сотрудником, внедрял кое-что на заводах … Да и друзей – товарищей, продолжавших создавать материально-техническую базу коммунизма, не всех порастерял …
В общем, неплохо был знаком с процессом изнутри.
И вот – началось …
На заводе «это» началось с того, что просто перестали платить зарплату.
Для тех, кто не в курсе: зарплата это деньги, определенная компенсация, которую выплачивает работодатель за выполненную работу.
Должен выплачивать. по Закону.
Но как говорили пацаны во дворе, где я проходил свои университеты: «Должен, да не обязан».
… И в пригородах крупного сибирского промышленного центра (где происходили описываемые события) стали появляться частные домики «повышенной этажности». А на улицах — автомобили, стоимость которых была сопоставима с размером невыплаченной целому заводскому подразделению зарплаты.
А руководители завода (те, что «должны, да не обязаны») зачастили в загранкомандировки, оплачиваемые из того же «Фонда невыплаченной зарплаты». Многим также полюбились тренинги, стоившие кучу денег, на которых руководители осваивали психологически сложное искусство расставания с тем, что уже лежало в кармане, даже если и принадлежало другим …
Все это почти метафоры: Вы понимаете, о чем этот рассказ?
Но это только присказка.
Сказка началась через несколько месяцев, когда у народа стали массово заканчиваться накопленные непосильным трудом сбережения.
Вы все это знаете или, может быть, слышали.
Но где же сказка?
А вот она!
Сказка о реформе образования
… Когда у большинства людей на самом деле закончились деньги, которые им (по закону) не платили, что они стали делать?
Большинство людей продолжали ходить на завод, который уже несколько месяцев ничего им не платил, а только требовал!!!
- Каждый день.
- К определенному времени.
- Без опозданий, чтобы не уволили.
Они выполняли свои должностные обязанности буквально несмотря ни на что. Они верили, ждали и надеялись. Верили тем, кто пожирая их жизни, рассказывал со страниц газет и из телевизора, что «Для всеобщего блага, для улучшения, вот-вот сейчас, может быть через 500 дней. по объективным обстоятельствам» … Всякую х…, которой голодные — на самом деле голодные, люди продолжали верить!
…Происходившее тогда было воистину удивительно!..
Это буквально поражало мое воображение…
Тогда.
Сейчас же, когда я чуть лучше разбираюсь в людской природе, такая реакции большинства рождает иные чувства:
- грусть,
- сожаление,
- безнадежность.
В особенности, когда сквозь опыт той перестройки я смотрю на перестройку нынешнюю: реформу системы образования…
Реформа школьного образования: ждать или надеяться?..
«История повторяется»
А теперь просто замените слова:
- «работа» на «учеба»;
- «зарплата» на «польза школьного образования» и …
Для некоторых все станет на свои места. Не для всех, конечно.
… Как написала одна успешная 16-летняя девушка, создавшая свой бизнес и забравшая документы из школы после 9 класса:
«Школа только требует, ничего не давая взамен».
Но … история повторяется и большинство (как всегда) продолжает:
- ходить в школу,
- выполнять уроки (так раньше называлась дневная норма, которую должен был выполнить рабочий),
- много болеть (в среднем, 2,5 хронических заболевания на одного школьника),
- не понимать математику,
- не уметь грамотно ни читать, ни писать (привет Эльконину с Давыдовым),
— приобретая взамен … ЧТО!?
Они нанимают репетиторов, не осознавая, что платят тем, кто «не выплачивает зарплату», не додаёт знания их детям в школе.
… В разгар той перестройки, пока большинство внимательно разглядывало собственные иллюзии, ждало, верило и надеялось, меньшинство быстро сориентировалось и перестроилось в соответствии с новой реальностью..
- Кто-то открыл производственный кооператив,
- кто-то занялся торговлей,
- кто-то просто уехал туда, где зарплату за проделанную работу все-таки платили, и неплохую.
Печально все это, дамы и господа …
В то время большинство не смогло осознать причины того, что творилось прямо под носом: пустых карманов и голодных желудков.
«Те, кто не извлекают уроков из истории, обречены на то, чтобы повторять ее ошибки.»
Уинстон Черчилль
Что можно ожидать от людей, одураченных нынешней «реформой» образования», последствия которого для большинства будут не менее, драматичны, чем последствия той «перестройки»? Каковы их шансы выжить в нынешней, информационной перестройке?
Они минимальны.
Даже когда дело касалось физического выживания, когда последствия нерационального поведения становились очевидными в течение месяцев, максимум – 2-3 лет, то и тогда большинство не нашло в себе достаточно разума и сил, чтобы сменить убивающую их модель поведения …
Что же говорить об образовании, последствия которого для ребенка (и его родителей) проявятся не ранее, чем через 15 – 20 лет ?..
Все это крайне печально … И для большинства попахивает безысходностью …
«Не является ли единственным уроком истории то, что человечество не поддаётся обучению?»
Уинстон Черчилль