Недавно перечитал книгу мемуаров о дореволюционном образовании в России и захотел поделиться с Вами. Провести некоторые параллели между современным образованием и образованием 150-летней давности. Чтобы понять, далеко ли продвинулась педагогическая наука и не завело ли ее развитие в тупик.
…Автор мемуаров описывает частную школу. Губернский весьма недешевый пансион, предоставлявший, как бы сейчас сказали, «Широкий спектр образовательных услуг».
Хозяин школы обходился с учениками весьма жестко, временами даже жестоко: наказывал за неуспеваемость, не чураясь и физического насилия. Несмотря на это, заведение всегда было заполнено: дворяне стремились «дать детям хорошее образование».
Методы обучения
В нынешней России престижно говорить по-английски. Однако, наши прапрапрадеды ориентировались на другой берег Ла-Манша и предпочитали изъясняться на французском. Нередко — с нижегородским акцентом.
Уроки французского
Как проходило изучение французского языка в дорогой частной школе для дворянских детей?
Метод состоял в том, чтобы заставлять недорослей заучивать французские тексты наизусть. И все бы ничего, но …
Угроза наказания стимулировала память учащихся и приносила свои плоды.
Сдав очередной текст, ученики тут же его забывали, чтобы высвободившееся место заполнить новым французским упражнением.
Впрочем, прежде «выученный» текст потом пересказывать никто и не требовал.
Когда-то мы восхищались способностями полковника Исаева (Штирлица), запоминавшего с одного прочтения 17 страниц машинописного текста. Но Максим Максимыч, в отличие от тех дворян, все же понимал прочитанное. Дореволюционные недоросли, в каком-то смысле, «обскакали» советского разведчика: запомнить даже одну страницу, заполненную непонятными символами — титанический труд … Хочешь шути об этом, хочешь — восхищайся, хочешь — сочувствуй …
Современное образование (наследие прошлого)
(Конечно, если «массовым образованием» можно назвать ситуацию, при которой к концу 19 века в России насчитывалось 180 гимназий…)
Изменилось ли что-то за полтора века (кроме количества гимназий)?
… Я не думаю, что учителя элитной школы были полными идиотами (людьми, страдающими крайней степенью слабоумия), а дворяне, помещавшие своих детей в тот дорогостоящий пансион — дебилами (людьми, страдающими легкой степенью слабоумия)
Мне кажется более правильным
и потому одураченных рекламными обещаниями учителей.
Где скрывается смысл?
Я вынужден признать, что моя оценка французских текстов, заучиваемых детьми наизусть, как «бессмысленных» не выдерживает критики … Конечно, французский язык имеет не меньше смысла, чем английский или русский … для тех, кто его понимает.
Для преподавателей французские тексты имели очевидный смысл. Как и метод, возможно, не самым эффективным образом, но позволявший выучить иностранный язык … (Смотри биографии некоторых революционеров, выучивших в тюрьмах один, а то и несколько иностранных языков).
Особенность метода, перевернувшая все с ног на голову и превратившая образование, предоставляемое в той школе, в абсурд состояла в том, что учителя «заходили не с той стороны».
Для детей абстрактные символы, напечатанные на бумаге, не имели никакой связи с реальностью. Потому в головах детей смысл и не складывался.
Что не означает, что для учителей, умевших говорить по-французски, тексты были бессмысленными …
В обучении был пропущен критически важный этап, из-за чего оно и выглядит как исторический анекдот … Учителя пансиона использовали метод «Восхождения от абстрактного к конкретному», тот самый метод, который яростно пропагандировал один из педагогов — разрушителей современного образования, член-корреспондент Академии педагогических наук Даниил Эльконин.
Преподавание математики (учебник Петерсон)
И да избави нас от лукавого,
как и от математики Петерсон …
В очередной раз задаюсь я вопросами:
Математика — абстрактная наука.
Но не современная …
Математика — наука абстрактная, поэтому преподавать ее следует исключительно «восхождением от конкретного».
Академик Колмогоров, великий советский математик, указывал на эту лестницу абстрагирования. И советские учителя так или иначе следовали ей.
Возможно поэтому мы имели сильнейшую в мире математическую школу.
Современный учебник математики Петерсон
(истоки непонимания)
Давайте вместе взглянем на современный учебник математики Петерсон и попробуем найти ответы на заданные выше вопросы. А потом вспомним о «Заучивании французских текстов». И возможно, обнаружим нечто общее.
… Я взял один наугад — «Учебник математики, 3 класс, часть 1» и посмотрел, как начинают учить математике 8-9 летних малышей, которые потом «Совсем ничего не понимают».
С первых же уроков я обнаружил понятия, которые, 50 лет назад вводились несколькими годами обучения позже (когда у детей уже сформировалось абстрактное мышление):
Там же я обнаружил утверждения, которые раскрыли мне глаза на статистически значимый факт:
А в физике вообще «плывут» …
Да неужели?!.
А как быть, например, с двумя стаканами воды, состоящей из «одинаковых элементов», но сильно отличающейся по свойствам из-за особенностей структуры?!
Математика — царица наук.
Но, к сожалению, не современная ..
«Учебник ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к математике», — такое заявление сделано автором в предисловии …
Возможно, для нее это и имеет смысл. Так же, как французские тексты — для учителей дорогой школы для дворян.
Людмила Георгиевна, а почему нет статистики, подтверждающей это заявление?
Позвольте мне объяснить …
Сформировавшаяся с ранних лет привычка искать готовые определения, готовые ответы обескураживает горе — математиков, приводит их в ступор. А после нескольких таких «столкновений» с реальной математикой или, по крайней мере, с высшей математикой — к полному отвращению от прекрасной «Царицы наук».
А ведь родителям кажется (как казалось и тем дворянам), что такое всестороннее математическое развитие задумывается именно для того, чтобы впоследствии ребенок понимал математику лучше.
Или все-таки для чего — то другого?
И все-таки, как честный человек, я должен был бы привести какие-то примеры задач, на которых спотыкаются математики — последователи Петерсон …
И я обязательно сделаю это в на бесплатных вебинарах о школьном образовании этим летом.
Я помог школьников быстрее запомнить таблицу умножения заменив наши цифры на фыфры китайские и цифры индейцев майя!
Это хорошо. Но математика имеет дело, в основном, с развитием мышления, а не запоминанием чего бы то ни было. Да простит меня Богиня Мнемозина, кажется. Хорошая память и хорошее мышление не имеют значимой корреляции. А в век всеобщей компьютеризации и вообще непонятно. как это монетизировать …