Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Когда Бог создавал время, он создал его достаточно.
Ирландская поговорка

Домашнее образование: общество равных возможностей

Домашнее образование: общество равных возможностей

Богатые, действуя "В рамках закона", платят налогов меньше, чем "остальные". Почему?

Ответ прост: законы пишут богатые и для богатых.

Закон сохранения (денежной) массы, открытый нашим великим соотечественником Михайло Ломоносовым по-прежнему в силе:

"Ежели в каком месте прибудет, то в другом месте столько же убудет".

Чтобы деньги куда-то притекли, они должны откуда-то утечь.smile

То же и с образованием.

Закон об образовании

Закон об образовании писали не мы с Вами и, следовательно, он написан не для нас.

Некоторая тонкость состоит в том, что формально закон действительно един для всех.

Однако "потенциальные" возможности никогда не бывают равны возможностям "реальным".

  • Как в физике: потенциальная энергия (в рамках системы) никогда не переходит в кинетическую полностью: диссипация неизбежна.
  • Как в жизни: "По закону", как сейчас любят повторять крупные чиновники, Вы можете хоть каждый уик-энд отдыхать на Карибах.
  • Что? Вы криво усмехнулись?

    Вот то же самое и с образованием.

    Новые возможности

    Возможности, предоставляемые "Законом об образовании в РФ" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года поистине невероятны. И это без всякой иронии.

    Разве могли мы, поступившие в 1 класс школы 50 лет назад (ух ты, сколько времени-то пролетело ...) мечтать о домашнем, дистанционном образовании, экстернате?! Не могли.

    А теперь мечтать можем.

    Давайте подумаем, почему для большинства эти возможности так и остаются "Еженедельным отдыхом на Карибах"? И почему для очень многих попытка реализовать новые возможности образования и избежать оболванивания ребенка, часто оборачивается "темной" стороной?

    Диктата школы нам не избежать, но ...

    Что, если бы, заметив, что тренер детской спортивной школы тренирует моего сына "неправильно" я сам взялся за его тренировки?

    (Заметим. что на соревнованиях ребенок все равно обязан участвовать - независимо от того, где, как и у кого он тренируется).

    Есть два варианта:

  • я разбираюсь в тренировочном процессе лучше "плохого" тренера, и имею достаточно ресурсов для проведения тренировок (включая свободное время, спортивный зал и инвентарь);
  • я разбираюсь в спорте хуже его, да к тому же, не имею необходимых ресурсов.
  • Что произойдет во втором случае?

    Плохой - хороший учитель

    Отдых на Карибах.cool grin

    Мои "тренировки" только усугубят ситуацию: плохой тренер лучше, чем "никакой". Даже при том, что плохой тренер

  • губит потенциальных чемпионов на корню.
  • ценой жестоких усилий, травм и времени "достигает" того, что хороший специалист сделал бы относительно легко и просто.
  • "Но есть же вариант совсем отказаться от такого "спорта"?", справедливо заметите Вы.
  • "Но мы же договорились, что участие в соревнованиях - обязательно" ...

    Как в школьном образовании.

    Допустим, что я человек, разумный grin и, через какое-то время, когда на очередных соревнованиях сын наполучал по носу, осознал, что тренировать должен все-таки человек, разбирающийся в процессе.

    И я решил нанять репетитора.

    Эффект Матфея

    Какого я найду "профессионала", как Вы думаете?

    "Подобное притягивает подобное"

    И это - самая фундаментальная ловушка, удерживающая каждого из нас там, где он есть ...

    «Ибо, кто имеет, тому дано будет,
    а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет»
    Мк 4:25

    Это очень старый закон политэкономии, лежащий в основе остальных общественных законов, включая и закон об образовании. Иногда его называют "Эффектом Матфея" или "Эффектом неравномерного распределения преимуществ".

    И это все тот же механизм, по которому

    "Богатые становятся богаче, а бедные беднее"

    Давайте посмотрим, как изменился реальный доход американцев за предшествующие 35 лет.

  • У одной сотой части процента богатейших американцев доход вырос на 700% .
  • У одной десятой процента богатейших людей Америки доход увеличился на 350%.
  • У 1% богатых доход увеличился только на 100%.
  • Доход "среднего класса", 10% американцев увеличился менее, чем на 80%
  • И, наконец, барабанная дробь!..
  • Реальные доходы остальных 90% американцев за этот период снизились на 6%!!!

    А что с умными?

    Методы эконометрики ума еще не разработаны ...cheese Поэтому и статистику, подобную вышеприведенной обнаружить затруднительно ....

    Однако, кое-что. все-таки есть ...

    Лев Выготский, русский психолог

    Около ста лет назад великий русский психолог Лев Выготский (не путать с той братией, которую я называю "псехологи)", обнаружил следующее:

    не более 20% людей с высшим образованием обладали понятийным мышлением!..

    И - при всем уважении - это были "те" инженеры, которые были в состоянии в одиночку спроектировать и построить (с привлечением десятников и рабочих) мост через Енисей, который стоит до сих пор ...

    Сравнение, даже виртуальное, с выпускниками современных ВУЗов вряд ли будет в пользу последних ...

    Умные - умнеют, глупые - глупеют...
    И разрыв между ними катастрофически увеличивается

    Вы, кстати, давно отдыхали за рубежом? Если и не на Карибах, то хотя бы в Египте или Турции?

    Вы наверняка встречали там представителей т.н. "Просвещенной Европы", о которых я немного подробнее рассказывал в книге "Скрытые причины и парадоксы детского непонимания".

    Вот будущее тех, кто движется по нисходящей спирали образования ...

    ... Один мой знакомый на днях вернулся с Тенерифе. Последний раз он отдыхал там 2,5 года назад. И вот его рассказ, его впечатления от поездки.

    "Ну, было это 2,5 года назад, отдельные случаи. Но вот чтобы так!...

  • 30% "Девочка с девочкой",
  • 30% "Мальчик с мальчиком".
  • Ну, а остальные пока нормальные"
  • "Уметь" не значит "Уметь научить"

    Давайте попробуем собрать воедино кусочки образовательного пазла ...

    Скажите: много Вы знаете известных спортсменов, ставших, впоследствии, известными тренерами? Конечно, я не имею в виду тренеров национальных сборных и т.п. - это другое. Я имею в виду тренеров, как учителей, способных взять "нулевого" ребенка и вырастить из него чемпиона? Лично я таких примеров не знаю, хотя верю в то, что "где-то, когда-то, кто-то" ...

    А к чему это?

    А к тому, что среди 20% людей с высшим образованием, "спортсменов высшей квалификации" сколько из них способны научить понятийному мышлению?

    Или, в нашем случае, реализовать, положенное ребенку по Закону, право на домашнее образование?shut eye

    ...Одна мама несколько месяцев назад, ознакомившись с моими взглядами на школьное образование, сказала:

    "Я полностью с Вами согласна. Поэтому мы с мужем сейчас собираем старые советские учебники, чтобы, когда дочь пойдет в школу, обучать ее по ним!"

    ... Неправильно "опускать" человека, когда он окрылен высшими устремлениями, поэтому я просто сказал ей, что она "Молодец".

    А про себя заметил, что года через два, когда у нее появится опыт, мы опять встретимся с ней и поговорим об образовании ее дочери.

    "Хорошие учебники" - лишь часть, причем незначительная - образовательной системы.

    Хорошие учебники

    ... За что бы я ни брался, мне ни разу не удавалось научиться чему-то существенному по книжкам: требовался учитель.

    С другой стороны, хороший учитель ... да ему практически все равно, по каким учебникам учить. Даже по совершенно дебильным учебникам основанным на фонематических программах Эльконина - Цукермана, уверяю Вас, можно научить ребенка понимать прочитанное. (И не будем забывать: сдавать экзамены придется именно по этим программам ...gulp независимо от того, где, как и у кого учился Ваш ребенок).

    Все-таки диктата школы нам не избежать ...

    ...Законы всегда предоставляют гражданам некоторые возможности ... Вот только не всегда просто до этих возможностей добраться ...

  • Любой гражданин может законно минимизировать налоговое бремя. Но "любой" не имеет для этого ни сил, ни времени, ни необходимой информации.
  • Сегодня практически любой может минимизировать пагубное влияние школьного образования на своего ребенка. Или даже "обратить вред в пользу", обратившись к альтернативным методам обучения.
  • Но у "каждого" нет для этого ни способностей, ни времени, ни ...?

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.