Эта статья посвящена постепенности в образовательном процессе.
И как бы постепенно мы ни двигались, пора приближаться к цели. Но чтобы все – таки не удариться о понимание слишком сильно при резком торможении, поговорим еще вот о чем.
«Одна картинка лучше тысячи слов» Конфуций
Раздел, в котором расположена эта статья, называется «эссе о школьном образовании». Практические же рекомендации, методы, ответы на вопросы «Что и как делать»?» находятся в другом разделе. Цель этих эссе – обрисовать общую картину современного школьного образования. А еще точнее – дополнить ее недостающие детали. Слишком уж многого, на мой взгляд, недостает в картине современной школы, нарисованной для массового потребления средствами массовой же информации.
А у Вас, уважаемый посетитель, как мне представляется не совсем «массовое» сознание. Если Вы до сих пор не нажали на крестик в правом верхнем углу монитора. И если даже, упаси Боже, прочитали некоторые предыдущие статьи. Поэтому, из уважения к Вам, я делаю это философско-практическое отступление.
Такая практичная философия
Философия для многих из нас весьма щекотливый предмет. Сейчас ей вообще не учат, по крайней мере, в школе. В прежние же годы, в силу ее идеологического уклона сия наука также была «замарана» излишним теоретизированием. Однако – «нет ничего практичней хорошей теории». Полностью согласен. Для случаев, когда теория практически применима.
Дабы «диалектически разрешить противоречие» между теорией и практикой я и избрал такой метод – написания эссе. Полуироничных, однако, вполне серьезных, жизненных и практичных.
… В школьные годы я воспитывался на методе «социалистического реализма», который требовал правдивого, «объективного» освещения явлений. Хотя и с определенной точки зрения.
Облик же современной школы в массовом сознании нарисован не вполне гармоничным, если не сказать –перекошенным. Поэтому-то для некоторых наблюдателей эти зарисовки, недостающие детали вполне реалистичного портрета школьного существа, могут смотреться излишне гротескно. При неумелом, предвзятом рассмотрении об углы некоторых из них даже можно набить шишки. Моральные.
Не все остро, что блестит
Однако, смею заверить Вас, уважаемый посетитель, причем совершенно искренне — чем бы я точно не стал заниматься, тратя невосполнимый ресурс моей жизни – так это критикой ради самой критики И затеял я эти «Картинки с выставки» не корысти ради, а токмо для восстановления умственного баланса. Чтобы подправить образ современной школы, скособоченный неумелыми (или предвзятыми?) «художниками» массового слова и не более умелыми методистами современной школы.
А что касается кажущейся излишней критичности, так это обычный метод для случаев, когда уже занесло. Если машина ушла в занос, движения рулевого колеса неизбежно становятся не такими плавными и выходят за рамки обычной размеренной езды. Неизбежно. Если мы намерены остаться на шоссе и достичь намеченного пункта. В экстренных ситуациях, чтобы сохранить направление, нам приходится его менять. Временно.
Если мы хотим, чтобы наши дети действительно получили образование, а не мешанину из разнородной, трудно применимой и практически малоценной информации, нам также придется пересмотреть шаблонные представление о школьном образовании. Причем, очень круто.
В следующем номере: Заключительные зарисовки о постепенности: подъем на гору