Обычно мы склонны видеть лишь то, что находится прямо перед глазами. Однако скрытые причины гораздо более могущественны …
Об «Уровне» школьного образования написано много. Не обойдены вниманием и некоторые очевидные причины катастрофического падения уровня образованности школьников.
Но сейчас мы коснемся менее очевидной и гораздо более серьезной причины «второго порядка».
Но прежде сделаем лирико — психологическое отступление …
Иногда длинное вступление необходимо, чтобы выразить простую мысль …
Загадка Сфинкса
Говорят, Сфинкс загадывал прохожим трудно разрешимые загадки, разгадав которые, путник мог пройти в нужном ему направлении.
Возможно, одна из них звучала так: «Что на свете самое желанное, от чего практически невозможно избавиться?»
Хитрость здесь в том, что даже разгадав эту загадку, мы мало что можем изменить в собственной жизни … А какой смысл разгадывать бесполезные загадки?
Отгадка могла быть такой:
«Чувство собственной правоты».
Ловушка правоты — сильный яд, убивающий нашу эффективность на корню. Мы уже говорили, что риск почувствовать себя неправым заставляет нас беспокоиться не о результате, а о том, как избежать признания этой самой неправоты.
Абсурд, конечно, если смотреть с рациональной точки зрения. Но мы — существа, большей частью, эмоциональные… И это, к сожалению, фундаментально.
Что мы выбираем чаще:
Я думаю, Вы знаете ответ…
А теперь поговорим о фактах.
Взрослые дети
Давайте сопоставим два факта.
- В каком возрасте (статистически) у женщины появляется первый ребенок?
- Когда в школах началась «перестройка»? В частности, когда были внедрены фонематические программы Эльконина, разрушившие понимание школьниками русской словесности и — далее по цепочки (естественно) — всех остальных предметов?
Ну, скажем, лет в 20 — 25.
В каком возрасте ее ребенок идет в первый класс?
Ну, скажем, лет в 6-7.
Следовательно, возраст мам, чьи дети, сейчас учатся в начальной школе, лет эдак 26 — 32.
То есть эти мамы начинали свое образование в … дайте подумать … в 1989 -1995 г.г.
В 1985 — 1987 г.г. (Во многих школах — в порядке эксперимента — еще раньше).
Несложная логика приводит нас к пониманию, что мы имеем дело с тем, что я обозначил в заголовке статьи как «Второй круг школьного «Ада»…
И КТО ЖЕ ТОГДА, КАК И ЧЕМУ УЧИТ ТЕПЕРЬ НАШИХ ДЕТЕЙ?..
«Замыкая круг …
…ты назад посмотришь вдруг.
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед«
… И поймешь, почему сейчас с образованием все так плохо…
Школа сейчас практически не учит, это уже «Общее место».
Школа ориентирована на тестирование готового результата.
(… Год назад мама одноклассницы моего сына сказала мне:
«Это что же такое получается?! Я должна ее (дочь) учить, а она (учительница английского) будет спрашивать и оценки ставить?!! Так не пойдет!!!»…
«А куда Вы денетесь?», как всегда, излишне прямолинейно, ответил я …)
Так кто же все-таки учит детей?
И, как Вы понимаете, лет через 10-15, а то и раньше (учитывая возросшую грамотность школьников в связи с введением в школьную программу элементов полового «воспитания») мы вступаем в третий круг …
И это будут уже дети Ваших детей, глядя на которых Ваше сердце будет … Что именно оно будет чувствовать?
Или Вы думаете, что это случится еще нескоро?
«Потом»?
Выводы
На Ваше усмотрение.
Так выше вероятность избежать ловушки собственной правоты и что-то понять …
И, все-таки еще раз:
ТАК КТО ЖЕ, КАК И ЧЕМУ УЧИТ ВАШИХ ДЕТЕЙ?..
Или Вы об этом не задумывались?
…Когда я немного повзрослел и все чаще стал обращать внимание на «Обратную сторону Луны» отец сказал мне: «Сказать «дурак» много ума не нужно».
Я подумал и ответил: «Да. Но, чтобы изменить что-то в лучшую сторону, необходимо видеть всю картину».
«Вот на себя и смотри почаще», добавил отец.
… Он был прав.
И я прав.
Теперь.
Просто наступило время, когда слово «Я» увеличилось в 7 раз. Ответственность за образование детей, семьи заставляет видеть плохое в школьном образовании, чтобы сделать его лучше.
Но для поверхностного наблюдателя это выглядит как
«Вот смотрю я и думаю:
«Ну и дураки же вы все!»
Аркадий Райкин