… Широко известно, что методы лечения не вызывают болезнь, а устраняют ее негативные последствия. Многие болезни вызываются вирусами, поэтому умышленное инфицирование уголовно наказуемо.
… Не все знают, что школьные методы обучения являются образовательными вирусами, непосредственной причиной эпидемии школьного непонимания. И внедряются эти методы обучения в образовательный процесс совершенно законным путем.
Кажется, это противоречит выводам статьи «Школьные методы обучения»? Но это иллюзия, также, как утверждение, что пост-реформенная «школа учит». Хотя в действительности она «Предоставляет образовательные услуги» и создает замешательство в умах большинства школьников.
… Если все кругом чихают, нет смысла кричать «Караул», а следует побеспокоиться о вакцинации.
Простой метод обучения математике: поиграем?
Как учат детей считать мамы, не имеющие педагогического образования?
… Двухлетний малыш играет в машинки (или куклы) ..
«Смотри: в гараже 5 машинок. Одна поехала за конфетами, другая — за пряниками. Сколько машинок остались в гараже и ждут вкусного угощения?»
После нескольких уроков малыш с удовольствием и безошибочно научается счету до пяти, а потом и до десяти.
Что потом делают мамы, не знакомые с методами обучения математике, но обладающие здравым смыслом (о чем я писал подробнее в книге «Скрытые причины и парадоксы детского непонимания»)?
Вместо машинок в следующий раз они используют кубики, потом шарики, потом …
Потом у ребенка развивается абстрактное мышление. Он догадывается, что есть что-то общее между машинками, кубиками и шариками:
число, абстрактное понятие.
Обучение математике:
профессиональный метод
Теперь представьте, что Вашего ребенка обучает профессиональный педагог. Урок проходит примерно так:
«Запомни:
5 — это уменьшаемое,
2 — это вычитаемое,
какова будет разность?»
Вы чувствуете разницу?
Абстрактное отвлечено от чувственного восприятия, но развивается через понимание абстрагирования как более «высокой» реальности, но … все-таки реальности.
Ум, который сталкивается с чем-то для него нереальным, не имеющим очевидной полезности, отказывается с этим работать. Это одно из фундаментальных свойств человеческой психики.
«Машинки, кубики, пряники» реальны и имеют для ребенка смысл . Также, как подсчет количества конфет на тарелке (иначе брату или сестре достанется больше… «Больше» также абстрактное понятие). У Вас в детстве когда нибудь случались проблемы с определением «большей» кучки конфет?
Почему же подобные проблемы возникают в школе?
Метод упрощения
«Все элементарное – просто»
В. БорисовПомните, в статье «Ловушка очевидности (закон Буторова — Оккама)» мы говорили об искусственном усложнении — патологической склонности недалеких и неуверенных в себе людей?
Для большинства учителей «Абстрактное» и «Сложное» — синонимы. Однако неоправданное усложнение приводит лишь к замешательству.
Абстрагирование же напротив — «убирает лишние детали», выделяя «Чистую сущность».
Возможно отсюда происходит термин «Чистая математика»?
Можно взглянуть с этой точки зрения на любой школьный учебник математики и «почувствовать разницу».
Учебник Петерсон очень показателен: большинство родителей путает запутанность методов и терминологии с … С чем они это путают? Почему «методы» Петерсон считаются более прогрессивными?.. И почему к 5-6 классу, когда начинается алгебра, дети, изучавшие школьную математику по Петерсон статистически не отличаются (в лучшую сторону, естественно) от тех, кто «заМОРОчивался»?..
«Учебник можно определить как книгу,
непригодную для чтения»
Бернард ШоуВирусные методы обучения
Чтобы не усложнять пока остановимся …
Просто еще раз взгляните на 2 метода обучению счету и решите для себя — какой эффективнее?
Предвидя вопросы, скажу: точно таким же образом можно обучать дифференциальному и интегральному исчислению.
«Наши математические затруднения Бога не беспокоят.
Он интегрирует эмпирически»
А.ЭйнштейнА.Эйнштейн мог позволить себе прокатиться верхом на луче света, чтобы создать теорию относительности. Поэтому он и Эйнштейн … Н.Бор на пальцах объяснял устройство атома любому — поэтому он и Нильс Бор, творец квантовой механики … Любая нормальная мама учит своего малыша считать, используя подходящие игрушки: машинки, куклы, солдатиков — поэтому она и нормальная мама … Но что не так с большинством учителей и почему я начал статью с разговора о методах обучения, как образовательных вирусах?
Откуда берутся учителя?
Они приходят из ВУЗов, куда они приходят из школ, куда они приходят из детских садиков, где они подвергались раннему «развитию». Из мест, где их мозги были обработаны теми же методами, которыми они теперь обрабатывают других …
Скажем проще: абсолютное большинство учителей ничего не умеет делать кроме того, чему их научили: заученно повторять страницы учебников.
Порочный круг, не имеющий полезного выхода, повторяется.
Выход из ловушки усложнения:
(применение метода)
Логика развития проекта требует от меня все большей конкретики.
Вчера проходила всероссийская олимпиада по математике «Кенгуру», в которой участвовал и мой сын. Если его результат окажется меньше 90 баллов — всыплю ремня!
… Однако оказалось, что по условиям олимпиады публикация решений ранее, чем через месяц влечет аннулирование результатов. Поэтому я вернусь к этой теме в апреле — мае и на конкретных задачах покажу, как решать сложные (для детей и учителей ) математические задачи методом упрощения и свободного трансформирования условий.