Я обнаружил метафору школьных методов обучения, заводящих в тупик непонимания уже в начальной школе.
Это альфа и омега школьного образования, результаты которого отражены, в частности, в результатах опроса на правом сайд-баре этого сайта.
Это и ответ на Ваши вопросы:
Метод просяного зернышка (вероятностные методы — в массы!)
Возьмите банку с просом, горохом или небольшими шариками.
- Случайно выбранный шарик пометьте краской.
- Начните трясти банку до тех пор, пока помеченный шарик не «всплывёт» на поверхность.
- Затем верните «экспериментальный образец» в то же место кучи и повторите «трясущие» движения, ставшие причиной всплывания шарика в определенном месте на поверхности.
(Ведь очевидно, что это так? Если бы Вы трясли банку иначе, то какой-то другой шарик оказался бы сверху. Практически со 100%-вероятностью!)
Если Вы опытный экспериментатор, то можете заметить, что с абсолютной точностью повторить эксперимент невозможно. А поэтому, (возразят мне школьные учителя), неправильно ожидать и точного повторения результатов.
Устроители лотерей и хозяева казино знакомы с этим феноменом. Они обязаны понимать вероятностную природу, иначе могут остаться без штанов. Но они питаются шоколадом, а без штанов остаются постоянные посетители казино и других «игровых» заведений.
Ну … и большинство выпускников средних школ, которые имеют «средний доход». Как финансовый, так и по уровню счастья …
Поэтому хозяева лотерей дают желающим покрутить лотерейный барабан, совершенно не опасаясь подтасовки результатов.
Да и в казино: как ни крути «колесо фортуны», как ни старайся повлиять на конечный результат бросанием шарика «точно в тот же момент» — все напрасно … Конечная вероятность остаётся прежней: 1:36 …
«Все в Сеть!»
Для особенно критично настроенных родителей и, в особенности, школьных учителей, добавлю к сказанному:
за обнаружение похожего эффекта мужику несколько десятилетий назад выписали Нобелевскую премию. И мужик этот, в частности показал, что длительные прогнозы погоды невозможны и не будут возможны никогда.
(За подробностями — в Сеть).
Доказывать же непредсказуемость и неповторяемость «экспериментов» с лотереей и рулеткой, кажется, совсем уж лишнее.
Ловушка пройденного пути
«Кривое не может сделаться прямым»
Линейная логика и классическая механика, к которой нас приучили в школе, отказываются работать, когда мы используем их не по назначению. А статистическую механику в школе не изучают.
В реальной жизни абсолютной точности не бывает в принципе. Именно «Жизненные неточности» и вызывают эффект линейной непредсказуемости.
Непрофессионалы, в особенности психологи и педагоги, регулярно попадаются в ловушку пройденного пути. Они стремятся описать будущее исходя из линейных, механических моделей прошлого.
Максимально детально.
Это наивное понимание причинно-следственных связей.
Если в предыдущей попытке мы:
значит ли это, что «5 раз» и «сектор 31» — единственные или хотя бы главные причины результата?..
Если некоторые («типовые») задачи кто-то решил определенным способом, значит ли это, что всех нужно заставить решать эти задачи именно
этим способом?!
Вспомним, что теорема Пифагора доказывается множеством разных способов … Геометрически, аналитически, дифференцированием, через более общие теоремы. Даже в неевклидовой геометрии Лобачевского есть теоремы, аналогичные теореме Пифагора … В общем, я думаю, Вы начинаете улавливать суть.
Школьная Психология выученной беспомощности
«Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности
лазать по деревьям, то она проживет всю жизнь, считая себя дурой.»
А. Эйнштейн
Насколько разумно (если вообще возможно) с рождения слепого человека учить доказывать теоремы визуальным (геометрическим) способом?
Какие чувства он испытает, если «профессиональный педагог» будет методично — настойчив и будет ставить «плохие оценки» за «неуспеваемость»?
Насколько эффективно научится решать задачи «визуал», которого заставят «рассуждать» преимущественно логически?
«Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение…
Логика поможет вам добраться от A до Z;
воображение проведет вас куда угодно»»
А.Эйнштейн
Логика школьного образования
Я допускаю, что это может оказаться просто логичными построениями, которые иногда заводят не туда.
Допускаю.
Предположим, что «профессиональным педагогам» известно нечто, о чем я и Вы даже не подозреваем.
Нечто тщательно скрываемое, что Это передают под большим секретом исключительно после поступления в пединститут.
В этом случае профессиональное педагогическое «нечто» обязано обеспечить результат обучения, недоступный не профессионалам. Вроде меня.
Но разве это так?..
… И еще одна мысль заслуживает внимания.
Большинство родителей действительно понимают, что массовая школа приносит больше вреда, чем пользы. Но … не делают с этим ровным счетом ничего!
… Уже сколько лет я смотрю на людей, пытаясь уловить логику некоторых поступков … но до сих пор так и не смог понять .