Это, вероятно, самая серьезная статья на сайте.
Никаких шуточек.
Никаких смайликов.
Она затрагивает самый существенный аспект всей системы образования, из которого вытекают все остальные, достаточно мелкие проблемы. Такие, как:
Попробуем получить ответ на эти вопросы, избегая лишних эмоций.
Протестные настроения родителей: «Все на баррикады!»
На форумах о школьном образовании нередко можно услышать призывы такого рода:
«Хватит отсиживаться! Сейчас на митинг против реформированной системы образования выходит 200 человек. А нужно, чтобы выходили тысячи, только тогда что-то начнет меняться!»
Ленин назвал бы такие призывы «наивными митинговыми настроениями». А существующая власть, кажется, находит им определения в УК.
У меня же возникают 2 вопроса:
Полицейская функция школы
Школа — одно из немногих мест в нашем государстве, где разрешено собираться «Больше двух», не запрашивая предварительного согласия местных властей. Откуда такое благодушие?
… Одна из основных функций любого государства состоит в обеспечении стабильности существующего строя. Осуществляется эта функция, в частности, обеспечением правопорядка, в том числе — в «Местах массового скопления людей». Это, по-простому и есть полицейская функция государства.
Еще недавно этим занималась милиция. Но кому-то зачем-то потребовалось сменить название на другое, имеющее исключительно негативные ассоциации в умах большей части взрослого населения.
Но, в конце концов название — не главное. Главное — это функция.
«Обеспечение стабильности» — очень широкая функция которая осуществляется разными методами, среди которых силовые являются последними в цепочке. Самыми грубыми и самыми неэффективными.
Степень использования силовых методов подавления обратно пропорциональна эффективности работы государственной системы в целом. Силовики «Подчищают хвосты». Они — «Чистильщики» системы.
Опять же, говоря по-простому:
Если у человека
то можно спокойно сократить часть полицейского аппарата, а высвободившиеся средства направить на дальнейшее «совершенствование школьной системы образования».
Это и гуманнее и эффективнее.
И я говорю об этом совершенно серьезно, без всякого сарказма или иронии.
Давайте добавим немного конкретики и проиллюстрируем сказанное.
«Глубокая удовлетворенность и полная поддержка»
«День и ночь — сутки прочь»
Банально и очевидно, не правда ли?
Как в воду глядел, когда писал об этом в статье о понятийном мышлении …
Экстенсивная и интенсивная составляющие образования
Как и в случае с полицией: если у нее много работы, значит плохо работают другие государственные учреждения.
Если системе школьного образования приходится загружать детей столь непосредственно прямолинейно, значит …
… Никогда не мешает перестраховаться, если имеешь дело с жизненно важными вещами.
Что значит: «Перегруженные мозги?».
«Здесь мерилом работы считают усталость»
Наутилус ПомпилиусЭто значит, что в них загружена неудобоваримая, то есть не понятая учеником информация.
Некоторые (действительно существующие) «дыры» в системе «перегрузки занятостью» закрыты самим образовательным процессом:
трудно перевариваемые учебники; система непрерывного тестирования и ЕГЭ; Уже вторая генерация слабо образованных учителей «Поколения Пепси» Поэтому — массовое, статистически значимое непонимание школьниками математики незнание английского языка и пугающая неграмотность в родном русском, невероятная статистика заболеваемости …
Короче: вот почему на улицах гуляет так мало детей самого разного возраста.
И вот почему очень многие младшеклассники выполняют домашние задания до полуночи.
Регулярно.
«Это сладкое слово свобода» или бродячие псы
А лично Вам, уважаемый коллега, хотелось бы, видеть на улицах городов больше детей?
Лично мне — категорически «Нет!»
Не вообще «Нет», а в конкретной социально — экономическо — образовательной ситуации.
Почему?
Потому, что я рос в то время, когда забредши по случаю в соседний район города, легко можно было наткнуться на организованную компанию ровесников, с которыми приходилось выяснять, почему ты попал сюда и кого ты здесь знаешь, что попал сюда. И не всегда только путем вербальной коммуникации.
Не хотелось бы мне воссоздания той обстановки на новом диалектическом витке развития общества … (Не утерпел, поставил смайлик — таки …)
Вот поэтому, все, что я написал выше — я написал действительно, без всякой иронии. Ну, почти …
Вот поэтому я и не понимаю, почему те революционеры от образования не понимают, за что они борются и чего хотят добиться.
Чтобы необразованные дети, имеющие массу свободного времени и осознающие свою социальную невостребованность в будущем само организовывались на улицах городов и сел?
В будущем будет лучше. Но нескоро
«Ах нет! Что Вы такое говорите!»,-
могут воскликнуть некоторые, так и не уловившие до сих пор сути проблемы.
«Мы за то, чтобы власть перестала разрушать школу, чтобы наши дети выросли образованными и востребованными людьми!»
Забудьте.
Поздно.
На это и был сделан расчет 30 лет назад. В этой стране нормального всеобщего образования (так, как это слово мы привыкли понимать) в перспективе нескольких десятков лет не будет.
Почему? Об этом много статей на этом сайте, но, вообще-то, это очевидно.
Потому, что образование это:
прежде всего, люди с соответствующим образованием. И это социальная востребованность этих людей. Даже если социально — экономические условия изменятся в лучшую сторону, (на что я искренне надеюсь) человеческий потенциал за короткие сроки восстановить просто невозможно.
Если, вдруг,показалось неубедительным — смотрите уроки истории.
Эффект Матфея в образовании
В этой стране всеобщее школьное образование в обозримой перспективе будет все больше превращаться в «Инструмент социальной стабильности», удерживающий большинство в состоянии максимальной загруженности и несвободы. И это, учитывая историческую конкретику, является благом для общества.
Но, в особенности, это благо для меньшинства, которому открываются возможности для индивидуального образования, о которых раньше можно было только мечтать за закрытыми дверями хрущевок.
И вот именно с этой точки зрения я занялся исследованием образовательного процесса, «собрав в кучу» весь свой опыт образования за 50 лет.
Благо, есть что собирать.
Потому, что я не хочу, чтобы мой сын оказался «В толпе».
И в этом природа моего критицизма, проглядывающего в статьях: в «отделении зерен от плевел».
«Чтобы стать умнее, нужно понять,
что такое глупость»
(?)А отнюдь не в желании покритиковать плохих чиновников и неразумных школьных методистов.