… Пододвинув клавиатуру, я совсем было собрался написать статью о первом когнитивном предубеждении, психологическом предрассудке, ловушке ума, препятствии в реальном образовании. Но .. решил не спешить. И остановил меня один странный факт: большинство родителей, которых «школа достала» не способны пошевелить даже тазобедерным суставом, чтобы сделать с этим хоть что-нибудь!..
Один из законов Паркинсона гласит: перед тем, как пойти ко дну, у фирмы появляется новый, дорогой, суперсовременный офис.
Но, собственно, какая связь? На мой взгляд, простая.
… Неграмотный «качок», не понимая сути эффективной тренировки, вовлекается в тупое наращивание мышечной массы. Столь же малообразованный (или лукавый?) инструктор — репетитор «помогает» ему, вдохновляя на еще более неадекватные (и дорогостоящие) «тренировки». Результатом таких «упражнений» становится тело — уродливое, как с точки зрения нормальных людей, так и с точки зрения профессиональных спортсменов. Тело, быстро приходящее в негодность. Вкупе со здоровьем и деградирующей психикой.
… Вышеупомянутые руководители фирмы, как и инструкторы — репетиторы, не понимая, видимо, основных законов развития, пытаются подменить его «накоплением». По принципу «чем больше, внушительнее и дороже — тем лучше». Однако Жизнь быстро указывает им на неправильность подобных представлений.
И. кажется, что такой «трюк» Жизнь устраивает буквально на всех уровнях.
Падение «Несокрушимой» Римской империи, также, как и «Великого и Могучего» Советского Союза, в этом смысле мало чем отличается от распада молодой семьи. Разве, что уровнем шума в процессе развала.. Непонимание механизмов развития, замена эффективного управления (в первом случае) или общения (во втором) захватом новых земель или взятием очередного кредита неправдоподобно быстро (в исторической перспективе) приводит к развалу «несокрушимых» на вид, но таких уязвимых по сути, образований.
И, если эта логика верна (а я вижу, что она верна) то в ближайшие годы мы с Вами будем свидетелями падения двух мировых монстров.
Глобализация школьного образования: школы — «учебные образования» — «обучающие кластеры»
Все признаки того, что школьный образовательный процесс, завершая цикл «глобализации», начинает цикл распада — налицо.
Поэтому сейчас вопрос не в том, когда развалится система.
Более практичный вопрос состоит в том, каким образом это произойдет и как разумнее всего действовать нам с Вами? Потому, что цепляние за устаревшие модели никогда и никого ни к чему хорошему не приводило.
Хотя, … в случае со школой, подобная «стратегия» способна продлить трудовой стаж некоторым учителям и методистам Министерства «образования».
Осколки империи: исторические аналогии
Распад Римской империи сопровождался бурным развитием и укреплением более мелких, но более гибких и более эффективных государств.
Распад «целостной, завершенной картины мира», основанной на постулатах классической механики произошел по аналогичному сценарию.
«Единая картина» общепринятых взглядов все чаще натыкалось на многочисленные несоответствия наблюдаемым фактам. До тех пор, пока количество несоответствий не переросло определенный болевой порог. Порог, который картина была способна вынести, не порвавшись.
«Ньютон, прости меня, пожалуйста …»
прозвучало как Манифест нового понимания Мира. менее «Завершенного», более Многогранного и гораздо более Эффективного. Из множественных дыр старой картины проглядывали новые воззрения и методы, давно ожидавшие своей очереди .
К чему привела во второй половины 20 столетия научная, а затем и технологическая революция, мы с Вами видели.
Но мы не можем позволить себе быть простыми наблюдателями развала современной системы школьного образования. Ибо мы — его участники. Мы можем дождаться очередного шедевра автопроизводителя. Если он нам понравится, то тогда мы сменим своего скакуна.
Но мы не можем ждать, пока школьная реформа закончится чем-то осмысленным. Потому, что …
… Мое любимое:
«Образование ребенка — это эксперимент, который не дано провести дважды»
.
Негативный позитивизм
Я прямо нутром чую, как некоторые Посетители сайта задаются вопросом: зачем так много критики? Зачем так много говорить об очевидных вещах? Школа всех «достала», это общеизвестно. Нужно что-нибудь конкретное. Например,
…Методические ошибки — самые дорогостоящие ошибки…
… Вчера, во время разговора с женой об очередном «шедевре», обнаруженном в учебнике второго класса, мне пришла в голову вот такая метафора.
… Если мы возьмем картину, разрежем ее на достаточно мелкие куски и перемешаем их случайным образом, то никакой метод практически не позволит восстановить из получившегося субстрата изначальный смысл. Не следует искать логику там. где ее нет. Следует создать ее самому, с чистого листа. И, желательно, до того, как картину изрезал вандал.
Но все-таки: что может предоставить нам «негативный» подход практически?
Используя свой любимый метод, я приведу три метафоры из очень разных и достаточно «пограничных» областей нашей жизни.
Образовательные единоборства
Если у Вас нет соответствующего опыта, в особенности, если Вы — мама, то Вы не поверите, но в боксе главное не нападение, а защита.
Грамотная тренировка построена так, чтобы изначально приучить будущего боксера к мысли, что любой удар, серия ударов, в основе своей содержит защиту: уклон, отход и т.п. Даже самый простой удар прямой правой тренируют так, чтобы Вы не попали под встречный удар соперника.
Ведь если в течение боя Вы не пропустите ни одного удара то Вы, скорее всего, не проиграете бой. Не так ли?
…Наши будущие слабости — это «прорехи» в нашем сегодняшнем образовании. Прорехи, в которые позже мы пропускаем удары Жизни. Несправедливые, как нам кажется. Поэтому, первое и главное, что следует учитывать в процессе образования, это наши собственные слабости и ограничения.
Но для того, чтобы что-то учесть, следует, по крайней мере, иметь это в виду. Не так ли?
Образование, как восхождение на гору
Желая достичь вершины, мы имеем в виду «позитивную» цель. Но она ли приводит нас к вершине? Такой подход способен привести нас лишь к ближайшей пропасти. Конечно, мы ориентируемся на вершину. Но главное, чем мы озабочены — как не слететь в пропасть на очередном склоне.
«Негативный» подход спасает нам жизнь и позволяет достичь «позитивной» цели. Не так ли?
Финансы — не самая последняя вещь в нашей жизни …
И, наконец, пример из еще одной экстремальной области человеческой деятельности, в которой я имею некоторый опыт.
В биржевой торговле деньги теряют 95 — 98% трейдеров. Это просто многолетняя статистика. А те, кто выживают и зарабатывают — иногда целые состояния — следуют всего лишь нескольким простым правилам. И одно из главных гласит:
«Позаботьтесь о своих убытках, прибыли позаботятся о себе сами»
Ведь если в длительной перспективе Вы способны не терять деньги, то. возможно, Вы заработаете их?
Почему?
Потому, что те самые 98% действуют прямо противоположным образом!..
Сломанный навигатор современного образования
Как-то во время поездки в аэропорт старый московский таксист поделился со мной таким наблюдением.
Водители, которые привыкли ездить по Москве, используя навигатор, за много лет так и не узнали Москву …
…»Привычка — вторая натура» … Привычка полагаться на чужое мнение, авторитет, пусть даже и такой современный, как навигатор, обрекает человека на извечное пребывание «в хвосте» жизни.
Но теперь давайте представим, что навигатор не вполне исправен ..
Уловили мысль?
Вот почему большинство родителей, которых «школа достала» не способны пошевелить даже тазобедерным суставом, чтобы сделать что-нибудь «позитивное».
А Вы говорите: «Слишком много критики, слишком много очевидных вещей …»
…Большинство из нас, даже обнаружив, что «навигатор» не работает, будут продолжать цепляться за него, как за что-то «высшее». Так же, как родители, наблюдая полный развал школьной системы, продолжают цепляться за устаревшие модели. нанимают репетиторов — все тех же школьных учителей. Ищут «другую», лучше всего «элитную» школу.
Мой сын уже в 5 — 6 лет не попадался в подобного рода ловушки выбора «лучшего из худшего». Из двух яблок — недоспелого и гнилого — он всегда выбирал сочный апельсин.
… В конце концов, это не так уж и сложно: осмотревшись, обнаружить, где лежит дерьмо и затем выбрать свою тропинку — по красивой, изумрудно-зеленой травке меж высоких, приятно шумящих на ветру деревьев.
Не так ли?
Поэтому, перейдем к рассмотрению когнитивных предубеждений. Система обучения, которая не принимаем в расчет эти ловушки человеческого ума, в принципе не может быть эффективной. Она может быть только подавляющей. И современное школьное образование — яркий тому пример.