Если Вас действительно интересует, почему дети не понимают математику в школе, то рекомендую проследить за основной мыслью этой статьи.
… Социальная система Российского государства покоится на двух китах:
Обе уже не бесплатны, обе не столь эффективны, как могли бы быть — чем обе и расстраивают нас.
Если забыть пока о коррупционной составляющей, замешанной на чиновничьей тупости, то можно заметить, что и в медицину и в образование «встроена» одна и та же методическая ошибка…
Медицинская статистика …
Вице-президент РАМН Александр Баранов 7 сентября 2015 г. на форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину!» привел следующую статистику:
«…На одного ребенка в России в среднем приходится более двух хронических заболеваний. … Болезни, сохраняющие тенденцию к росту:
Если Вы, хотя бы в общем, осведомлены, как функционирует человеческий организм, то видя эту статистику, Вы понимаете: здоровье нации разваливается на глазах (которые к тому же, плохо видят).
Для справки: «Хронические» заболевания, на простом языке – это заболевания «Неизлечимые».
И еще: «В среднем» означает, что если Ваш ребенок здоров, то у соседа неизлечимых заболеваний более 4 …
.. И статистика школьная
Школьное образование также разваливается …
Согласно данным международной программы PISA «только 36% 15-летних учащихся российских школ обладают достаточными навыками чтения».
Высокий же уровень грамотности (понимание сложных текстов, критическая оценка информации, формулирование гипотез и выводов) продемонстрировали только 2% (ДВА процента) детей.
У меня нет официальной статистики понимания детьми школьной математики, но есть достаточный опыт собственных наблюдений.
Если так называемую «Входную контрольную» по математике в 3 классе решил только мой сын …
«Натаскивание» — это не тот метод, который позволяет информации надолго задержаться в голове.
Закон Архимеда – Буторова отлично «Работает» при объяснении таких «результатов»: как в медицине, так и в образовании. И это не шутка.
«Но какая связь между чтением и математикой?», можете спросить Вы.
Следите за мыслью дальше.
Как лечат …
В основе официальной медицины лежит так называемый «Синдромиальный подход». Говоря проще, по некоторому набору проявлений врач диагностирует заболевание и лечит его.
Иногда это работает неплохо: например, в хирургии или при лечении инфекционных заболеваний. Однако …
Сообразите: сам термин «Хроническое» говорит о том, что врачу не удается добраться до причины. Он лечит следствие, подобно тому, как я в деревне вынужден периодически скашивать траву: она хронически вырастает недели через 3 …
… Так и учат
Нечто здравое подсказывает мне: не может быть, чтобы дети так массово не понимали школьную математику! Ну не может – и все! Такого не было, когда я учился в школе, и может быть, когда Вы учились – тоже не было.
И никогда не было так, чтобы восьмиклассники не умели читать! Просто не было.
Следовательно, нечто кардинально изменилось в самой системе образования.
внедрения «Развивающих методик» Эльконина – Давыдова с их «Фонетическими программами» и «Озвучиванием графических символов».
Возможно, неспециалисту это покажется несущественным: «Подумаешь – палочки! Сейчас век всеобщей компьютеризации!». Но если Вы понимаете, что такое «Абстрагирование», то поймете, что это равносильно выбиванию табуретки из-под ног …
«Хорошо, но при чем тут чтение?», спросите Вы опять.
Следите за мыслью.
«Почему ребенок не понимает математику?»
Если попросить родителя объяснить, что это значит: «Не понимает», то в 98% случаев мы столкнемся с тем, что он (она) не понимает, что значит «Понимание». И не думайте, пожалуйста, что я играю словами.
Ребенок приносит «плохие оценки», потому, что «Не умеет решать задачи». Следовательно, он не понимает математику. Выглядит логично.
«Он что – действительно не может вычесть 8 из 15?»
«Нет, конечно, это он может …»
«Тогда что это значит, что он не умеет решатьзадачи о лютиках и ромашках, если все, что там нужно сделать – это вычесть однозначное число из двузначного?».
Вот то это и значит, что он не понимает, что из чего ему нужно вычитать!..
То есть он не понимает смысл задачи, «не понимает условий», поэтому и не может получить решение.
Проще говоря, он не умеет читать.
По странному стечению обстоятельств, дети, умеющие читать, понимают и математику в начальной школе тоже. Но:
Простите, господа Эльконин и Давыдов, но Вы совершенные лохи: чтение не является озвучиванием графических символов.
Чтение – это понимание смыслов.
Поэтому, если Ваш ребенок учится читать по «Фонетическим программам» — а он учится именно по ним – можете забыть о понимании и вспомнить об официальной статистике неграмотности.
Чтение и математика
Чтобы решить задачу, нужно понять условия. А для этого нужно уметь грамотно читать. Все очень просто.
Но школа читать не только не учит – она разрушает эту способность на корню! (См. статистику).
А разрушив корень, мы можем не беспокоиться о растении: оно не вырастет. (В отличие от «хронически» прорастающей у меня на участке травы – ведь при скашивании я не трогаю корни:).
Казалось бы, решение проблемы понимания математики очевидно: нужно сначала научить ребенка читать?!
Но не все так просто …
Кто сегодня учит наших детей? И по каким методикам?
Как научить понимать?
Самый распространенный «метод» состоит в том, чтобы говорить ребенку: «Старайся! Читай внимательно! Не бубни, как пономарь, старайся понимать прочитанное!».
Как если бы молодому боксеру тренер, вместо того, чтобы
будет настойчиво повторять: старайся бить правильно! И каждую неделю измерять силу удара и ставить оценки, не обращая внимание на технику …
То, что чтение – привычный (для некоторых взрослых ) навык, не значит, что научить действительно грамотно читать просто.
Не верите? Попробуйте.
Репетиторство: обмылок образования
Обычный путь, по которому двигается большинство родителей: нанять репетитора по математике. Того самого учителя, который не смог научить ребенка понимать математику в урочное время.
Для большинства это кажется логичным. Потому, что большинство не понимает математику и не умеет читать. И думать, естественно, тоже не умеет.
Как работает репетитор?
Так же, как врач, который «лечит» хроническую болезнь: лечит, но не вылечивает, потому, что не ищет причину.
Если ребенок не понимает, как вычитать лютики из ромашек – будем натаскивать его вычитать лютики из ромашек. И натаскаем, что самое интересное …
Однако, когда придется складывать фиалки с розами … ребенок опять не будет понимать. Ну что же, натаскаем и на этот «тип задач».
Business must go on.
Репетиторы так работают по двум причинам:
Какую музыку заказывают – ту им и играют.
Так что же делать?
Думайте сами.