Ах мамочки! Ах папочки! Готовьте Ваши денежки!
(Веселая песенка репетиторов)
<h2″>Морковка и осёл </h2″>
Есть метафоры, рожденные человеческим умом, которые незаметно растворяются в водах жизни без следа. А есть такие, что прибиваются к гавани нашей реальности на тысячелетия. Окружающий мир уже сам отражается в зеркале этих образов.
Образ осла, плетущегося за подвешенной к нему же морковкой, из числа «вечных». Что же такое присутствует в этом образе, цепляющее умы все новых и новых поколений?
<h2″>Дорогие репетиторы — повторюшки </h2″>
Спросите родителей и примерно половина опрошенных (минимально – оптимистичная оценка) объяснит Вам, что сегодня обучение в школе без репетиторов невозможно. Правда, иногда роль репетиторов выполняют сами родители.
Справка: «Репетитор» (от английского repeat — повторять) – если судить по названию профессии, это специалист по повторению. Именно поэтому я называю их не иначе, как «повторюшки». В этом нет ничего обидного: неплохо зная английский, я все же предпочитаю изъясняться на родном «Великом и могучем».
Можно подискутировать о конкретных цифрах, они будут разниться в крупных городах и малых деревнях. Но, ясно одно: репетиторство — явление массовое. Следовательно, существует какая-то закономерность, которая, будучи обнаружена, должна быть признана статистически достоверной. Вот такой вот математический выверт еще до обнаружения самой закономерности.
Поскольку 30 – 40 лет назад такого массового явления, как репетиторство, еще не существовало, можно предположить, что за указанный период:
- Либо произошла массовая дебилизация населения и обычный школьник уже не способен осилить обычную школьную программу.
- Либо произошла массовая дебилизация системы школьного образования. Чиновники от образования сформировали систему, которую обыкновенный ученик осилить не способен. А ведь школьное образование — по определению — и рассчитано на «обыкновенного» ученика, не так ли?
Есть и третий вариант: дебилизмом страдает автор этой статьи, который не способен увидеть нечто, недоступное «обыкновенному» взгляду. Глубокую чиновничью мудрость, влекущую нас в светлые дали, прозреть которые я не в состоянии. В силу упомянутого ментального изъяна.
После длительного изучения третий вариант я вынужден был с гневом отвергнуть. Человек, открывший такие важные законы образования, как 1-й и 2-й законы Архимеда – Буторова, дебилом быть просто не может.
По поводу первой гипотезы, замечу, что человеческие массы так быстро не деградируют. По крайней мере, такого в истории до сих не наблюдалось.
Массовые истерии, эмоциональное оболванивание, так называемая «психология толпы»,– это сколько угодно. Но ведь мы говорим об интеллектуальной, рациональной составляющей?
Остается второй вариант. Я понимаю, что «В ЦК не дураки сидят» … Но почему тогда мы оказались в такой жо..? Возможно, прав Дж. Сорос, утверждая, что «Чем выше должность, которую занимает человек, тем меньше у него способность принимать рациональные решения». По крайней мере, в сегодняшнем школьном образовании это факт. Потому, что отдельные учителя, с которыми я знаком на идиотов слабо смахивают.
Неэффективная эффективность.(Такое бесплатное платное образование)
«Если Вы не знаете, куда Вам нужно, то куда бы ни отправились, пойдете не в том направлении». Если же Вы пойдете не в том направлении, то скорость движения станет вашим врагом.
Заблудившись в лесу, не следует совершать хаотичных действий. Неопределенность направления, умноженная на неопределенность попыток спасения, только снизят вероятность найти правильный путь. Лучше осмотреться и, может быть, удастся сориентироваться. Возможно, решение окажется не так уж далеко…
…Репетиторы, по крайней мере, многие из них, действительно способны помочь школьнику «подтянуть предмет», сдать экзамен, получить нужную оценку. С точки зрения школьного подхода к образованию, они эффективны. Они эффективно делают свое дело и получают за это справедливую компенсацию.
Но с точки зрения Жизни – это неэффективная эффективность.
Прилагая немалые финансовые, интеллектуальные и эмоциональные усилия школьник, человек получает на выходе иллюзию развития. «Знания», абсолютное большинство из которых он никогда не применит в жизни.
Мираж образования нервно колышется перед детским взором … Комплексы несоответствия автоматически копируются его детским умом …Психологические установки, «образованные школьным образованием», влияют на всю его оставшуюся (от образования) жизнь. Не самым позитивным образом.
(Чуть позже я поговорю о мозаично — шизофреничном синдроме в школьном образовании.)
Расшифровка метафоры о морковке и осле.
Описывать образы словами трудно…
Что не так с ослом, бредущим за морковкой?
Он тянет тяжело нагруженную тележку, в которой сидит какой-то мужик, знаток ослиной психологии. Тележка движется в нужном (мужику) направлении. Осел тянет тележку вполне добровольно и в конце трудового дня получает справедливую компенсацию, позволяющую назавтра опять тянуть поклажу. Мужик даже иногда оглаживает осла и говорит ему «Молодец!», что на школьном языке значит: «Отлично, пятерка».
Но компенсация – это не та морковка, за которой осел тянулся. И поклажа, которую он тянул ради морковки – не его. Осел эффективно делает работу, которая ему совершенно не нужна и получает за нее не то, к чему стремился. И так — до скончания его ослиной жизни. А мужик на повозке ехидно посмеивается, сидя на возвышении!..
…Метафоры, образы – они для целостного взгляда, для облегчения понимания, для схватывания сути.
«Что делать» это другой вопрос, на который в свое время автор попробует дать ответ, представляющийся ему верным.