Зачем большинству родителей понимать причины, по которым школьное образование устроено так, а не иначе? Что они будут с этим делать?
Зачем знать устройство автомобиля, если его можно просто купить и использовать в своё удовольствие, нажимая на 2-3 педали …
Незачем.
Как незачем разбираться в теории Черных дыр: они слишком далеки и на жизнь не влияют.
Но есть дыры, о которых лучше знать побольше. И в которые некоторым попадать точно не следует. Это дыры школьного образования. Они затягивают сначала незаметно, а потом — безвозвратно.
Для большинства они нереальны, далеки от «обычной» жизни и потому не заслуживают внимания, как дыры во Вселенной. Большинство занимается более конкретными, практически важными вещами.
Что важно в школе? Конечно, хорошие оценки и баллы ЕГЭ, показатели, объективно отражающие уровень знаний учащихся.
А что может быть объективнее цифр?..
Миражи объективности
Я уже где-то писал об эксперименте, который каждый может провести со своим 3-6 месячным малышом.
Если накрыть пеленкой игрушку, с которой малыш только что играл, то игрушка … исчезает!..
Для малыша, естественно. Он не понимает, куда она исчезла и начинает играться с тряпочкой.
Как большинство родителей с оценками, баллами и рейтингами школ, не замечая того, что прикрывают эти объективные миражи непонимания.
«Позвольте!», — может воскликнуть член большинства. «Количественные показатели показывают объективную картину явления!».
Правда, что-ли? А я и не знал …
Что скрывают показатели?
Тема школы и школьных оценок настолько привычная, что увидеть суть происходящих явлений крайне затруднительно. Но …
Не педагоги же первыми придумали использовать числовые показатели для объективной, то есть точной и не зависящей от мнения людей, оценки эффективности!..
Первыми были психиатры
Образование и здравоохранение традиционно идут рука об руку. Но в отличие от образования, эффективность лечения проверить гораздо проще. Поэтому поищем аналогии и закономерности в развитии той области медицины, которая граничит с образованием: психиатрии.
Заметим:
Но:
Обратимся к психиатрии ХХ столетия …
От подавления к свободе: начало
Вероятно Рональд Лэйнг (R.D.Laing) первым подверг сомнению базовую установку традиционной психиатрии:
Лэйнг, создавший анти-психиатрию, показал: частная оценка, навешанный ярлык, мнение о ненормальности и «ненормальность» отнюдь не одно и тоже.
также. как уровень понимания, способность и школьные оценки, выставленные школьным учителем.
Лейнг также показал, что состояние человека нельзя рассматривать изолированно от его окружения.
Также, как уровень образования в отрыве от состояния экономики и ближнего окружения человека.
Однажды он провел показательный эксперимент.
12 «психически больных», официально считавшихся (в течение 4 лет) неизлечимыми, были излечены путем простого общения … Та история имела продолжение, но не будем забегать вперед. Отметим лишь, что
Мало кто не слышал о Лэйнге во второй половине прошлого столетия. Вторгаясь в святая святых самой консервативной, темной и подавляющей области медицины, разрушая авторитеты, он создавал возможности для будущих изменений.
Как и я развенчиваю миф об эффективности школьного образования, о его праве на существование в современной форме, открывая дорогу некоторым родителям к пониманию путей более эффективного обучения собственных детей … Ну, ладно, это шутка… но только в плане исторических аналогий. Не по-существу.
Двойная проверка гипотезы на цифрах
Один из сторонников нового взгляда на человека Дэвид Розенхан (D. Rosenhan) в 1973 году поставил эксперимент на себе и своих коллегах.
… Восемь человек, абсолютно нормальных и психически здоровых (с точки зрения общества и официальной психиатрии), договорились в одно и тоже время обратиться в несколько психиатрических центров США. Единственное ложное данное, которое получили от них доктора, обследовавшие вновь прибывших, было: «Я периодически слышу голос, который говорит мне Тук-тук». На остальные вопросы экспериментаторы отвечали правдиво.
Во всех случаях результатом явилась госпитализация экспериментаторов.
Но самое интересно случилось потом. После раскрытия деталей мистификации психиатры … отказались отпустить их из сумасшедшего дома! Они настаивали на своем диагнозе (в 7 случаях — «шизофрения», в одном — «психическое расстройство».
Единственным способом избавиться от психиатров стало признание диагноза и принятие психотропных средств!..
Также и от школы избавиться можно единственным путем: потратив 11 лет жизни! Впрочем … давайте будем справедливы: сегодня можно сократить этот срок и существенно повысить эффективность обучения. Закон об образовании это позволяет. Но «возможность»и «способность» для большинства — расходящиеся лучи.
«Эффект был велик!..»
как заметил Остап после неудачной попытки купить оптом гарнитур генеральши Поповой на аукционе . Все психиатрическое сообщество Америки буквально взбесилось! Крупный психиатрический центр бросил вызов Розенхану: присылайте симулянтов — мы выявим всех!
В течение следующего месяца они действительно выявили 41 симулянта…
Но фокус состоял в том, что Розенхан не подослал ни одного …
И это стало концом старой и началом новой научной эры в психиатрии.
Также, как и введение в России Единого Государственного Экзамена. С теми же декларируемыми целями …
Тесты и цифры в психиатрии
Были разработаны и научно обоснованы специальные тесты, содержавшие вопросы, отвечать на которые следовало только «Да» или «Нет». На основе полученных числовых данных компьютер выдавал абсолютно объективную картину душевного (не)здоровья человека. Огромным шагом вперед стало то, что для такого тестирования даже не требовался специалист — психиатр! Каждый мог взять анкету и узнать: здоров ли он. И если нет, то как именно нездоров.
С точностью до цифры!
Объективизация: подгонка под упрощенную модель
Психиатры разработали новые научные стандарты болезней. «Маниакально — депрессивный психоз». «Шизофрения». «Синдром дефицита внимания» (да-да, тот самый, от которого теперь вздрагивают 80% родителей).
Теперь человек «заболевал» по-научному, в зависимости от количества набранных при тестировании баллов. Это был настоящий прорыв в психиатрии!
Также, как прорывом в современном образовании явилось внедрение ФГОС и определение уровня понимания предметов через количество набранных в ЕГЭ баллов.
Выяснилось, что более половины американцев, считавшихся до того момента нормальными, имели отклонения от нормы, то есть были психически больными! Их состояние требовало корректировки для приведения к оптимальной модели нормального «среднего американца».
Чтобы оценить иронию этих цифр достаточно понимать, что в первом приближении «более половины» это и есть «Норма». Мы говорили в статье о том, что представители социальных наук вообще слабо разбираются в статистике …
И труднее, но также можно понять: отказ от участия людей в диагностировании состояний людей через внедрение примитивных числовых моделей и тестов привел к гораздо большей возможности вмешательства психиатров и правительства в жизнь американцев … Через те самые «объективные» модели!
Объективные методы оценки в образовании
Также, как введение объективных механизмов ЕГЭ привело к резкому падению уровню образования (не только в России) и практически неограниченной возможности манипулирования уровнем и содержанием образования и его конечным «результатом».
Причем не только уровнем «среднего балла» ЕГЭ, но, что существеннее, «краями распределения».
При желании …
В следующей статье приведем несколько примеров управления через объективные «числовые показатели». И не только образованием.