«Тише едешь – дальше будешь»
народная поговорка
«Скорость ни разу никого не убила,
внезапная остановка… вот что убивает»
Джереми Кларксон
«…Вот почему я не стремлюсь к немедленному пониманию: жизнь научила меня, что это самый быстрый путь» Виктор Буторов
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», — воскликнул Поэт.
«Что за прелесть эти афоризмы!», — воскликну я вслед за ним. «Каждая — как отдельный кусочек мозаики! Пока не узришь цельную картину – ничего не поймешь, только больше запутаешься!..».
…Всякий раз, соприкасаясь с мудростью, запечатленной в пословицах, поговорках, афоризмах, я чувствую этакое особенное чувство… как бы объяснить точнее… Как будто электричество пробегает по моему телу, приятно щекоча его.
Как ни крути , все-таки велика разница между мной и Ними. Даже если Они – великие народные Анонимы. А разность потенциалов, как известно, способствует движению заряженных частиц, которые, собственно, и щекочут мое тело, вызывая в нем приятные и возвышенные ощущения.
Одним словом, ничего личного. Психофизиология.
А у Вас такое бывает?
Если чуть серьезнее, то всякий раз сталкиваясь с излишней категоричностью, я обостряю свое внимание. Мир очевидно не черно-белый. Но даже если и черно-белый, должна присутствовать как минимум другая сторона. А иначе — откуда взялась сама категоричность?
Розы, холод и мозаика
… Садовник, высадивший розы в открытый грунт, надеется, что заморозки уже позади. Таежник, запасы которого на исходе, рассчитывает, что морозы продержатся еще некоторое время и по зимнику прибудет обоз с провизией.
В уме садовника, склонного к философствованию, вполне вероятно возникнет образ, в котором апрельские утренники будут ассоциироваться с чем-то нежелательным. Суровый таежник напротив, нарисует картину спасительного холода, сильного и чистого, как сама Природа.
Оба будут правы. Но если, пообщавшись с нашими философами, мы применим полученную мудрость к жизни, то – вот незадача! – непременно окажемся в положении тех самых «неграмотных, но умеющих читать». В положении большинства выпускников современных школ, напичканных разношерстной и практически бесполезной информацией. Классическое «Забудьте все, чему вас учили в школе» сегодня актуально как никогда раньше.
… …Глядя на кусочек мозаики, красивый, блестящий, разноцветный, трудно сказать что-то определенное о его месте и назначении в общей картине. Следуя застывшим истинам, пусть даже изреченным действительно великими людьми, можно продвинуться не дальше ближайшего тупика.
Проницательный и остроумный Марк Твен предупреждал:
«Будьте осторожны, когда читаете книги о здоровье: опечатка может стоить вам жизни.»
Принимая на веру прописные истины образования, мы рискуем, потратив массу времени, нервов и денег, воспитать очередное социальное насекомое. Слабо соображающее, неуспешное и несчастливое. Совсем не то, на что мы рассчитывали при рождении нашего любимого чада.
…И все-таки, что же насчет постепенности? Как двигаться, чтобы и людей не насмешить и достичь желанных целей в ограниченный жизнью промежуток времени?
Часы с кукушкой и крик петуха на заре
Когда мы слышим о «постепенности», какие возникают мысли? Спросите друзей, и – я гарантирую – в более чем 95% случаев, прямо по Зигмунду Фрейду, Вы получите ассоциацию «медленно» в разных словоформах. Будто кто-то неведомый заменил в нашем уме «постепенность» совсем другим понятием.
Однако я уже упоминал о гениальных тихоходах вроде Эдисона, Эйнштейна, Эриксона. Меня лично прямо таки умиляет замечание Милтона Эриксона о своей сестре. (Известно, что сам Эриксон, как, впрочем, и Эйнштейн, заговорил после 4 лет). «Моя сестра заговорила в 2 года, но до сих пор так ничего и не сказала». Камешек, между прочим, в огород сторонников «раннего развития ребенка».
Кажется, что совсем не раннее развитие помогло этим парням наследить в человеческой истории. И, представляется, что скорость не была главным двигателем их успеха.
Если кто-то думает, что время – это то, что выдает нам птичка из часов, он также должен быть уверен и в том, что наше небесное Светило всходит по утрам от того, что кукарекает петух.
Ловушка для дураков
Очень сомневаюсь, что упомянутые мною тугодумы заботились о течении «кукушечного» времени, когда создавали свои физические, технические и психологические шедевры.
А вот методологи, «гуру» современного образования, совершенно точно попались в эту ловушку для дураков. Скорость и прямолинейность прохождения учебного материала ассоциируется в головах сих ученых мужей и дам с эффективностью обучения. Чего стоит сам термин «успеваемость», органично вплетенный в полотно современного школьного образования! Из под его корня «успеть» проглядывает образ той «часовой» птички, обеспокоенной тем, чтобы успеть вовремя сплавить свои яйца более этичной наседке – и быть таковой… Так и школа «выпускает» своих учеников, «сплавляя» их в более приближенную к реальности жизнь. К определенному сроку.
«Кто не успел – тот опоздал. Только вот вопрос: куда опоздал? И стоило ли так спешить?
«Незнаемая прямизна наводит на кривизну»
Предположим, я захотел научить человека печь блины.
Я вполне способен запланировать такой результат и достичь его: плюс – минус. Думаю, за пару часов можно научить печь блины практически любого. Не супер — блины, но, все же – блины: нет предела совершенству.
Однако сложное блюдо, в состав которого входят больше ингредиентов, чем мука, соль и вода, требует иного подхода. По-настоящему прекрасный вкус и неотразимый аромат возникают в результате сложного, а главное — гармоничного — сочетания множества малозаметных в отдельности вкусов и запахов.
Сложные системы требуют вдумчивого и деликатного обращения. Управленцы знакомы с проблемой планирования работы программистов высокого уровня. Проблема состоит в том, что их работу вообще нельзя планировать. При этом иногда они все-таки выдают неплохие результаты. Взять хотя бы тот браузер, в котором Вы читаете эту статью.
Можете Вы представить себе Эйнштейна, выдающего «на гора» очередную версию общей теории относительности к такому-то числу? Или Милтона Эриксона, сумевшего понять очередную закономерность человеческой психики к 31 декабря с.г. – согласно утвержденному темплану института? А Эдисона, сотворившего лампочку накаливания точно с 70-й попытки, как и планировалось — к 70-й Годовщине Великого Октября?
Но ведь именно такое «планирование» находится в самой основе современного школьного образования! А человек – ну никак он не проще, чем изысканное блюдо французской кухни …
Черный ящик, карты ума и движение по азимуту
Знаете, что такое «черный ящик»? Это система, внутреннее устройство которой исключительно сложное, а внутренние взаимосвязи и законы функционирования неизвестны. Единственный метод, который пригоден для изучения черного ящика – изучение реакции системы как целого на изменяющиеся внешние условия.
Человек, ученик – это, несомненно, «черный ящик». Да еще какой черный!.. Даже если мама и моет ему руки и уши перед школой.
Если Вы не просто прочитаете этот абзац, а действительно представите концепцию черного ящика применительно к Вашему ребенку, покрутите – повертите эту картинку в уме, то многое сможете увидеть по-иному в школьном процессе.
Мы действительно не знаем, как устроен человек. По крайней мера я — точно не знаю (может быть, в министерстве образования знают). Но как тогда вообще мы можем устанавливать какие-то сроки и маршруты?!!
Все, на что мы можем влиять – это условия функционирования системы. Если система работает неудовлетворительно (а школьное образование определенно работает неудовлетворительно), то нужно что-то менять. Смотреть, как работают похожие системы, и пробовать, пробовать, пробовать. Пока результат не станет лучше.
…Обучение человека должно больше напоминать движение по азимуту, нежели по карте. Возможно задавать направление и поддерживать его, вихляя из стороны в сторону. Но абсолютно невозможно проложить маршрут по заранее известным дорожкам и при этом достичь цели к запланированному сроку. Одиннадцатому классу, например. 1-й и 2-й законы Архимеда — Буторова вряд ли позволят осуществиться такому «образованию».
«Под гору вскачь, а на гору хоть плачь»
Не покажусь оригинальным, если отмечу, что катиться вниз гораздо легче, чем взбираться на гору. Второй закон термодинамики намекает, что в замкнутой системе энтропия, то есть беспорядок, возрастает. Деградация, ухудшение происходят сами и очень быстро. Взять хотя бы нашу молодость и здоровье … Прогресс же и улучшение требуют постепенных и осмысленных изменений.
Сегодняшняя школа, судя по полезности ее «выхлопа» – практически замкнутая система, «вещь в себе» и для себя. А постепенность и осмысленность в ней все более замещаются скоростью («успеваемостью») и механистичностью (ЕГЭ). Беспорядок в умах школьников от этого только разрастается. Учебные же часы, упакованные в «программы прохождения» и методы оценки «успеваемости» служат катализаторами этого процесса.
«Не переведя дух, дальше ворот не добежишь»
Тем более, что я действительно приучил себя не форсировать процессы понимания важных вещей. Жизнь показывает, что это самый быстрый и прямой путь. А образование моего сына – вещь важная и отложить ее «на потом» не получается».
Посему сделаем паузу, имея в виду, что эта статья – о постепенности.
Смотрите в следующих сериях: