Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Тень живет лишь при свете.
Ж. Ренар

Ловушка усложнения (закон Буторова - Оккама)

/ Просмотров: 1379
Ловушка усложнения (закон Буторова - Оккама)
"То, что можно объяснить посредством меньшего,
не следует выражать посредством большего"
Бритва Оккама

Эта ловушка ума, скрытый от сознания импульс, состоит в смешении двух противоположных понятий: искусственного усложнения, с одной стороны, и научной доказуемости, обоснованности с другой.

В современной психологии достаточно исследований на эту тему.

Однако, как Вы думаете: многие ли из школьных учителей согрешили, вкусив от яблока познания когнитивной психологии?

...Также (и к сожалению) большинство "практикующих родителей", изнасилованные школьным образовательным процессом, не имеют ни сил, ни времени для того, чтобы вникнуть в тонкости практической психологии.

... Прискорбно ... Потому, что именно здесь собака образования и порылась ...

И, дабы избежать цитирования интересных, но сложных для восприятия "практикующим родителем" источников, я сделал вот что.

Альберт Эйнштейн когда-то сел в воображаемую ракету, летящую со скоростью света, чтобы понять, что происходит на около световых скоростях.

Я же уселся (извините, уж, что без спроса) в воображаемое кресло Руководителя отдела Министерства Образования и Науки, ответственного за разработку и утверждение школьных программ и учебников, чтобы понять, что происходит в Его cool cheeseголове.

И что я понял ...

Страх!

... Этот "выживательный" инстинкт провоцирует нас усложнять простые вещи, заставляя делать их менее понятными для других и менее полезными для нас. А, следовательно, снижает потенциал выживания!

Весьма странная, согласитесь, метаморфоза. Однако, только на первый взгляд.

На плечи титанов опираются не только гении

Эйнштейн использовал геометрию Римана - Лобачевского, преобразования Лоренца, изучал восточную философию. Для того, чтобы "оперевшись на плечи титанов", шагнуть вперед, в неизвестное. Он был по-настоящему смелым человеком. А что, если бы он оказался неправ?..

Сам Эйнштейн, со свойственным ему юмором выразился очень просто .

"Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы — что я гражданин мира; но если мою теорию опровергнут, французы объявят меня немцем, а немцы — евреем"

Страх критики рождает импульс усложнения

Звучит красиво ... Но из нескольких тысяч - сколько человек действительно способны подставить собственное эго под град критики?

Поэтому "исследователи" более мелкого пошиба используют похожий прием с прямо противоположной целью. А именно: чтобы замаскироваться среди Авторитетов.

Чем сложнее и запутаннее картина, "созданная" очередным претендентом на место в истории, тем сложнее разглядеть его ничтожество. Взгляд наблюдателей привлекается яркими красками Авторитетов, среди блеска которых теряется серое, расплывшееся пятнышко "претендента".

Ну о-о-о-очень престижно! И главное - безопасно ... cool mad.

Ненадежное усложнение? (Закон Буторова - Оккама)

Из неглубокого понимания предмета и неуверенности в собственных силах рождается страх критики и "естественное" желание подкрепить собственные выводы (или домыслы?) авторитетной ссылкой.

В науке, впрочем, цитирование является традиционным признаком хорошего тона, иллюстрирующим высокий уровень исследований. И грань между великим и ничтожным, как мы с Вами заметили, очень остра.

Как бритва Оккама.

Бритва Оккама

Но где та черта, которая разделяет две противоположности?

  • На одном полюсе - Авторитеты. Стоя на плечах титанов, они окидывают проницательно - критичным взглядом существующую картину мира, чтобы "пойти дальше".
  • На другом - мелкие эклектики, механически соединяющие разнородные точки зрения, выдергивающие из контекста цитаты великих. "Ученые", по которым Диссер.нет плачетhmmm. Ретуширующие собственное непонимание, искусственно усложняя простые вещи..
  • И не является ли все перечисленное признаками современной школьной программы?

    Но ... "На всякого "мудреца" довольно простоты". И дурак, бросающий палку, не понимая, что в его руках бумеранг, получает неожиданный (для него) удар по затылку.

  • ... Ребенок, получивший дошкольное образование, знает:grin пирамидка из десяти кубиков менее устойчива, чем из двух.
  • ... На первых страницах учебников по теории надежности утверждается: вероятность отказа сложной системы в простейшем случае оценивается как произведение вероятностей отказов составляющих ее элементов.
  • Но:

  • абсолютно надежных деталей не бывает.
  • Также не существует абсолютно безошибочных теорий и неопровержимых фактов.
  • Ненадежное усложнение

    Любая железяка когда-нибудь ломается, причем совершенно неизвестно, когда именно.

    Любая теория, научный факт опровергаются очередным Эйнштейном. Причем, в самое неподходящее для кабинетных "ученых" и методистов "образования" время.

    И если:

  • надежность любого элемента всегда меньше единицы,
  • любая теория не абсолютна,
  • то мы с Вами можем сделать совсем уже гениальный вывод, на который способен даже ученик начальной школы. Если он, конечно, в этой самой школе не учится grin:

    произведение нескольких чисел, меньших единицы. по абсолютной величине меньше любого из них

    Пример (специально для "особо одаренных" методистов системы Образования и Науки).

    0,9 х 0,9 = 0,81 !..

    ... Если для "обоснования" своих взглядов и пущей "научности" мы соберем в кучу, скажем. десяток "доказательств", то, следуя такой "логике" мы получим еще меньшую вероятность оказаться правыми и пирамидка нашего "знания" развалится:

    0,9 х 0,9 х 0,9 х 0,9 ... х 0,9 = 0,35 !..
    ,

    Иначе говоря, "подстраиваясь" под авторитетные мнения, мы снизили вероятность своей правоты почти в три раза!

    ...Поскольку никто не владеет лицензией на Абсолютную Истину и любая точка зрения уязвима, то:

    обобщенная точка зрения менее истинна, чем любая из ее составляющих!

    Вы не против, если я назову это наблюдение законом анти-усложнения или Законом Буторова - и ... ну, например, Оккама?grin

    О вреде школярского подхода и усложнения простых вещей

    В раннем возрасте мы "впечатываем" в наши мозги базовые шаблоны реагирования на окружающий мир. И эти программы впоследствии управляют нашей жизнью. Воздействуют они исключительно мощно, а редактируются с огромным трудом.

    Механически усложненный школярский подход формирует у нас ложную убежденность в том, что развитие - это накопление и усложнение.

    Но, как ни странно прозвучит это для некоторых "ученых", ... развитие - это, прежде всего, отбрасывание и упрощение.

    Странно и непривычно, правда? Для нас, окончивших когда-то школу ...grin

    Кажущаяся "сложность" современной физики заключена не в многоэтажных формулах. А в способности ученого представить, вообразить то, что для человека, подавленного школьной муштрой, вообразить практически невозможно.

    Эйнштейн утверждал,

    "воображение гораздо важнее знания".
    А ведь воображение - это именно тот "орган", который поражается вирусом бессмысленного усложнения в первую очередь.

    Что касается "накопления" знаний, то все тот же Эйнштейн заметил:

    опровергнуть теорию может один-единственный факт, противоречащий этой теории. Но доказать теорию нельзя, даже приведя десять тысяч фактов, подтверждающих ее.

    Истинный исследователь озабочен, в основном тем, как "фальсифицировать", то есть опровергнуть гипотезу. И если это не удается, то гипотеза, "закон" временно признается действительной. До тех пор, пока не появляется очередной "возмутитель спокойствия".

    "Нет потребления - нет власти".

    Обратное тоже верно.

    Школяры, "обучившиеся" мыслить застывшими шаблонами, не способны к открытиям.

    Зато из них легко воспитываются "квалифицированные потребители" и неквалифицированный электорат. Которыми крайне легко управлять.

    Это и есть главный "полезный" эффект школьного процесса.

    "Квалифицированные потребители" неспособны к творчеству - любого рода. Они не способны отказаться от застывших стереотипов и разглядеть хоть что-нибудь не очевидное. Будь то близкий человек или научная доктрина.

    Зато они способны к накоплению: вредных привычек, "быстрых" кредитов и складок по бокам их "потреблятского" тела.

    Практическая проверка закона Буторова - Оккама

    Как истинный исследователь, я решил подвергнуть вновь открытый закон школьного образования критической проверке.

  • Открыв учебник по математике, я обнаружил в нем не так много задач, определений и правил, которые я способен понять с первого прочтения.
  • Либо наука ушла далеко вперед, подумал я. Либо я отупел вконец. Либо ... ну, сами понимаете. кто дурак grin...

  • Подобный эксперимент я провел также с учебником русского языка, которым владею, кажется, вполне сносно. Результат оказался еще хуже ...
  • Взяв же в руки учебник "Окружающего мира", я вспомнил (да простит меня великий ученый):
  • "Вопрос, который ставит меня в тупик: сумасшедший я или все вокруг меня? ( Альберт Эйнштейн)"

    Если у меня, взрослого человека, мозги отключаются при чтении какого-нибудь "определения" из учебника 2 класса, то что же тогда происходит в головешке второклассника? И что за хаос творится в мозгах "творцов" подобных определений?

    Ладно ..., я решил не сдаваться так легко: возможно, я просто чего-то не понимаю в школьном образовании. И поэтому оценил не процесс, а его результаты, обратившись к животрепещущей теме курса рубля к доллару cool smile.

    Эксперимент по опровержению закона Буторова - Оккама: сбываемость прогнозов ведущих аналитиков

    1. Во-первых, тема, действительно, важная, влияющая на жизнь целой страны.
    2. Во-вторых, если это так, то специалисты в этой области наверняка должны быть очень образованными, хорошо подготовленными профессионалами.

    Косвенным подтверждением является очень сложный курс инвестиционного анализа ведущего специалиста Высшей школы экономики, с трепетом прослушанный мною лет 20 назад. Курс, напичканный математическими формулами, (из чего я сделал вывод, что это должен быть очень эффективный курс).cool smile

    Итак: я просмотрел своевременно скопированные мною около двух лет назад консенсус - прогнозы курса рубля ведущих аналитиков крупнейших российских банков и обнаружил, что все ведущие аналитики попали своими расчетами (наверное, очень сложными) "пальцем в небо"!

    Скажу по секрету, что я изучал результативность подобных прогнозов, начиная с 1995 года, много раз - и каждый раз их результативность поражала воображение ... А, поскольку я использую гораздо более простые методы, то я просто купил валюту в мае 2013 года - и не жалею ...grin

    P.S (Более научно я описал "эффект снижения качества знания" в 1995 году в журнале "Рынок ценных бумаг" в статье "Психология принятия инвестиционного решения на основе прогноза фондового рынка". Если интересно - наберите в поисковике. Там же Вы сможете найти некоторую статистику работы финансовых аналитиков крупнейших российских компаний.)

    "Одна картинка лучше тысячи слов"

    Поэтому, рассказ о первой ловушке ума я старался представить скорее, как рисунок, метафору, не занаучивая понапрасну простые вещи .

    Ухватив суть, каждый сам сможет решить, что с этим делать.


    И на закуску - несколько цитат, "научно подтверждающих" открытый нами Закон анти - усложнения grin

  • Кто ясно мыслит, тот ясно излагает (Шопенгауэр)
  • Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет (Вовенарг)
  • У кого тощее тело, тот напяливает на себя много одежды; у кого скудная мысль, тот раздувает ее словами (Монтень)
  • Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем (Бюффон)
  • Искренность — это ясность души; ясность — это искренность мысли (Буаст)
  • Ясность есть лучшее украшение истинно глубокой мысли (Вовенарг)
  • Люди запутываются в массе лишних слов (Горький)
  • Не мыслям надо учить, а мыслить (Кант)
  • Глубокие мысли всегда кажутся до того простыми, что нам представляется, будто мы сами додумались до них (Маре)
  • Пояснительные выражения объясняют темные мысли (К. Прутков).
  • Для мудрости нет ничего ненавистнее мудрствования (Сенека)
  • Короткие мысли хороши тем, что они заставляют серьезного читателя самого думать (Л.Толстой)

  • Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.