Странное и противоречивое представление о свободе управляет людьми. Само это утверждение парадоксально. «Свобода» и вдруг — «управляет»?Вот наглядная демонстрация парадокса: свободное течение речки сковано несвободой берегов
Воспитание свободы
Про не дозревших подростков разговор отдельный. У них остается шанс. Что же до остальных, то и с ними иногда случается, но перед «закатом». В последнем предложении существительным является «иногда».
Это небольшое эссе о свободе и воспитании. Или о воспитании свободы. Оно «для подумать», а не «пошаговое руководство». Кому читать — догадываетесь?..
Selfmade несвобода
Шанс понять, что такое свобода, у подростков теоретически существует.
Существительное в предыдущем предложении — «теоретически». Этим шансом воспользуются доли единиц. «Доли» — в хорошем смысле. Доли процента, а не доли живых людей. Не больше тех, кто осознает, где свобода, а где тюрьма, «перед закатом».
Тюрьма, которую сами построили, где сами работают тюремщиками и где сами страдают от selfmade несвободы.
От чего страдают подростки?
От несвободы.
Будь их воля — ринулись бы они в вожделенную свободу по самое «не балуйся», сломя голову. И сломали бы голову, получи желаемое.
Поэтому нормальные родители не дают свободы «головосломления». Поэтому их дети головы ломают гораздо реже.
В возрасте жажды свободы подросток стремится разрушить «оковы», удерживающие его от сломления головы.
Антагонистическая диалектика родители — подросток получается:
Все хотят, как лучше.
Каждый «лучше» понимают по-своему.
Поэтому все делают хуже всем.
- Родители делают это, понимая. Но ведь все равно — хуже?
- Подростки — делают это, не понимая. Но ведь все равно — хуже?
Противоречие разрешается во времени и никак по-другому.
Родители делают «хуже», терпят временное ухудшение отношений во имя более широкой и лучшей перспективы — и для детей, и для себя. Дети — это наш продукт, чтобы ни болтали об этом кабинетные теоретики. Болтают они много, а понимают мало. Думают, что говорят о свободе, а получается, что о тюрьме, которая всегда с тобой. Они недозревшие, как и те, кто их случает.
Дети ищут лучшее, но в поисках свободы находят лишь тюрьму, в которой пребудут до конца их времен. За исключением немногих, которые поймут «перед закатом». Здесь существительное — «немногих», не такое несущественное, как кажется.
Объяснить подростку, чем свобода отличается от «свободы», пропагандируемой кабинетными теоретиками, невозможно. А не объяснять тоже нельзя.
Опять противоречие?
Оно возникает, если мы соглашаемся с идеей современной педагогики, с ее странной идеей обучения, идущего впереди развития. Преобладания обучения над человеческой Природой.
Что они вообще понимают под обучением? Научное определение отсутствует, хотя слов столько, сколько у дурака фантиков.
Противоречия нет, если принять наблюдаемый тысячелетиями факт: ни одна система обучения не сделала человека счастливым, но большинство делают человека несчастным. Счастливыми становятся те, кто …
Давайте лучше на примере.
Счастье рыбы и счастье кошки
Делает ли счастливым вода?
Рыбу — делает, ибо соответствует ее природе. Природа рыбы без воды разрушается, не находя основы для существования.
Делает ли вода счастливой кошку? Попробуйте запустить кошку в речку не очень далеко от берега и посмотрите, куда она поплывет. Она ведь умеет плавать? По неясным причинам кошка избегает воду, если только это не вода в миске.
Смысл — во внутреннем сродстве и в мере.
- Если к обучению и воспитанию приложить эти простые идеи, мы разрешим противоречие, не создавая.
- Если же приложим к обучению идеи «развивающего обучения» и «обучения на повышенном уровне трудности», то получим гигантское, подавляющее, почти абсолютное количество людей, не только не развившихся, но и отчаянно несчастных.
Кошек в воде. Рыб на суше. Существ, строящих собственную тюрьму, потому, что их научили этому, усиленно «развивая».
Кажется, что путь к свободе идет в противоположном направлении.
Направление от несвободы
Усиленно развивающий путь не ведет к Храму свободы. Он похож на обучение кошки плаванию, а рыбы — хождению по суше.
Формально такое обучение является развитием, почему нет? Развиваются новые, отсутствующие до «обучения», способности — плавать в воде и бродить посуху, аки по воде …
Недозревший до понимания человек несчастлив, потому что идет против своей природы и против Природы этого мира. Он создает противоусилие, которое и называется «негативная» эмоция. Существительным в этом предложении является «негативная». Отрицание того, что есть, в попытке получить то, чего нет и быть не может.
- Подростки отрицают и учителей, пытающихся обучать кошек плаванию, а рыб хождению по суше.
- Но подростки отрицают и родителей, защищающих их головы от разбиения.
Отрицать подавляющее обучение — разумно. Отрицать разумных родителей — глупо и саморазрушительно.
И как же подростку научиться различать отрицание разумное и неразумное? Учитывая «культурный контекст» общества (извиняюсь за выражение), который большей частью — против?
Про политику я не пишу, но вы и сами все знаете. Про экономику, вероятно, тоже слышали. Со школьными учителями, в большинстве своем «учителями», скорее всего, тоже сталкивались. И как же в этом враждебном окружении подростку научиться различать? Как научиться находить, как говорят в химии, «следы» полезного вещества в массе грязи?
Это почти невозможно.
Статистически это невозможно. Поэтому и таскают подросшие подростки всю оставшуюся до заката жизнь тюрьму, которую сами создают. Не без помощи «культурного контекста», конечно. Незрелое понимание свободы, столь же парадоксальное, как Эйфелева башня в московском дворике
Эйфелева башня в Москве
Но в «культурный» контекст включены и родители, у которых остается шанс каким-то образом извратиться и взрастить-таки у ребенка долю разума, достаточную для изменения направления его развития. «Подставляясь» при этом, неизбежно. Существительным наконец-то является существительное «шанс», который родители все-таки имеют.
Единственные, кто его имеет. А вместе с ним и их дети.
Эта статья на моем канале Дзен