В детстве мы верили в Деда Мороза, который исполняет наши самые заветные желания. Повзрослев, мы … остались детьми. И даже узнав, что Дед Мороз это переодетый папа, не отказались от веры в чудо … Чувство чудесного, вера в возможность достижения самых невероятных целей … оно где-то в глубине нашей души. И возможно, оно не такое уж и нерациональное.
Возможно действительно многое. Если мы не запретили себе верить в это. Не разучились чувствовать красоту и гармонию Мира. Развили свой врожденный инстинкт понимания.
Но какое отношение это имеет к школьному образованию. которому. кажется, посвящен этот сайт?
Я хочу рассказать Вам одну странную историю и поделиться своими мыслями о том, что такое «правильное образование»
… Многие помнят фирму «Кодак»: имя, ставшее нарицательным в мире фото- и видеосъемки …. Фирму с более, чем вековой историей (основана в 1888 году). «Кодак» — крупнейший производитель пленок и аппаратуры для фото- и видеосъемки. Не просто крупная корпорация, а настоящий гигант мирового уровня с многомиллиардным оборотом…
Был.
Потому, что в январе 2012 года компания Kodak подала заявление в Федеральный суд Нью-Йорка о банкротстве. Ее долги на тот момент составляли около 7 млрд. долларов …
Что произошло? Неужели этот гигант не смог нанять нужных людей для управления бизнесом? Неужели у них не хватило наличности для финансирования перспективных технологий, освоения новых рынков?..
Да все у них было … Они просто не понимали, что мир постоянно изменяется. И поэтому не вписались в очередной поворот.
Эта мысль осталась для них «просто философией»… Как и для очень многих родителей современных школьников, избегающих более глубокого взгляда на образование.
«Чем выше должность, которую занимает человек, тем меньше у него способность принимать рациональные решения»,- утверждает Дж. Сорос.
Фраза меткая.
Но, к сожалению, обратное также не всегда верно …
Некоторые начинают буквально с нуля и становятся процветающими гигантами. «Майкрософт», «Фейсбук». Да что там!.. Сотни тысяч людей во всем мире каждый год начинают с нуля и добиваются успеха. А другие … сотни миллионов … «зевают изменения» и медленно сползают в трясину неуспеха. Потому, что не развили способность чувствовать изменения. Не развили свой врожденный инстинкт понимания.
Некоторые имеют папу — «Деда Мороза», который может исполнить практически любое желание, не то, что устроить в элитную школу … Но … многих из этих деток трудно отнести даже к категории «Обычных»людей: обычный человек все-таки имеет некоторые моральные принципы и следует определенным нормам «нормального» поведения.
Другие же — вырастают во вполне себе «средней» семье, посещают среднюю школу и … становятся Людьми, которых потом можно с белой завистью назвать действительно успешными.
Статистика не подтверждает гипотезу о корреляции успешности с величиной стартового капитала. Также не обнаруживается связь успешности со школьной «успеваемостью».
Статистика намекает на другое …
Уже лет тридцать я пытаюсь понять: на что именно Не то, чтобы я этого совсем не понимал, но:
— это три огромные разницы …
Однако вот, что я замечаю: страна, в которой мы живем сейчас, это страна людей, окончивших школу 20 — 30 лет назад. Именно тогда были посеяны причины того, что мы имеем сейчас. Именно те школьники «выполняют майские Указы» при «высоком уровне имитации» (по меткому замечанию Алексея Кудрина). Именно они создали «бизнес — среду», в которой только 2% населения хотя бы в принципе хотели бы иметь собственное дело. Или по-простому — нести ответственность за свою жизнь и жизнь других людей …
… Вот чего я точно не люблю, так это высокопарного стиля. Потому, что рос во времена красно — кумачевых лозунгов. Они у меня вот где сидят!..
Но: и жизненный опыт и развившийся инстинкт понимания подсказывают: те родители, которые сейчас не поймут сути происходящего в образовании, не уловят сути уже свершившихся изменений …
… вряд ли они впишутся очередной поворот Жизни.