Грустная ирония этих дней состоит в том, что вопрос «Эффективно ли?» уже не ставится …
Атомная бомба школьного образования
… Когда в СССР создавалась атомная бомба, то приходилось решать целый комплекс задач.
Например: требовался сверхчистый графит.
Проблема состояла в том, что графит такой степени чистоты получать не умели . Теоретически представляли, но получить в производственных условиях не могли.
Великий менеджер всех времен и народов, товарищ Берия, обеспечил такую возможность.
Смогли.
Состояние необходимости — действительно великий Учитель …
«Три источника, три составные части»
… Проблема школьного образования раскладывается на три составляющие:
В развитии систем иногда возникают положительные обратные связи. Говоря проще: если становится «плохо», то это способствует тому, что следом становится «еще хуже».
Это как если, забравшись на гору, Вы, не дай Бог, решили бы скатиться с вершины на велосипеде. Через пару секунд остановиться Вам помогло бы только чудо или ближайшая скала: разбились бы — но не сильно.
Что такое «Школа»?
Вот я и задаюсь вопросом: а что такое — «Школа».
Все из чего-нибудь состоит (кроме, разве, что «неделимых» атомов).
Школа состоит из:
- школьного здания
- школьных учителей
- школьных методов обучения
По поводу первого пункта появились онлайн альтернативы, хотя и с этим не все так очевидно, но об этом — позже.
А вот второй и третий пункты — не обойдешь.
«Эффективные, но очень секретные …»
Всегда были Учителя, которые умели учить. Их всегда было немного — но ведь были же!..
Вот я и спрашиваю себя: что за волшебные методики они использовали? Уж не те ли «современные, супер-эффективные и уникальные», которые сегодня рекламируют в Яндекс — Директе репетиторы, особенно — репетиторы английского языка?
… Я, конечно. не все знаю .. Но вполне достаточно, чтобы прямо заявить: чушь собачья
Настоящие Учителя, например, многократно упоминавшийся мной Виктор Федорович Шаталов, не то, что не скрывали, но и изо-всех сил старались внедрить свои методы преподавания в школьное образование! Не втискивались методы … Мала оказалось им кольчужка школьного образования.
«Авторские методики»
Я все понимаю пропиариться, щелкнуть хвостом легче, создав собственную методику. Но если бы хоть так! Фишка в том,что неэффективно — ограниченные учителя, как впрочем, и большинство репетиторов, никаких собственных методов никогда не создавали!
Тогда почему бы (если все равно используешь разработанное другими) не взять что-то работающее, показавшее эффективность на практике в течение тысячелетий (ну хорошо — десятилетий), взять да и — применить!?
Извечная дилемма информированности и способности …
Для того, чтобы учить, нужно развить способность учить. Недостаточно «иметь» диплом педагога.
При этом есть
Чтобы произносить речи, которые увлекают за собой, некоторым приходилось выходить на берег моря, набирать в рот камешков и долго — долго тренироваться.
Способности, ребята — вот что отличает лузеров от Мастеров! и Учителей от училок.
Да где их взять-то, Учителей!?
Откуда я знаю? Не надо было планомерно истреблять десятилетиями. Да я и не ставлю вопрос таким образом… Я ведь не Министр образования, у меня другие задачи, которые я сформулировал в миссии.
… Если учитель английского не способен свободно разговаривать по-английски, он, естественно, не сможет научить разговаривать ребенка. Зато будет требовать грамматику, ставить плохие оценки и громко кричать.
… Я точно знаю, что многие учителя математики не способны объяснить, что такое «число». Что это за явление такое — «математика», с чем она имеет дело. И Вы думаете, что они способны научить Вашего ребенка математике?
И Вы удивляетесь, почему дети плачут на уроках?
И почему классу ко второму — третьему им «надоедает учиться»?
… У человека в голове достаточно защитных механизмов, «таблеток от глупости» — иначе мы бы давно вымерли.
Итак:
Почему же все-таки школьное образование неэффективно?
Потому, что неэффективны люди, его производящие. Нет способностей — нет результата.
И — специально для сторонников «теории мирового заговора»: общая ситуация не благоприятствует.
Между строк. Опросы показали: чаще всего сторонниками «теории заговора» являются успешные мужчины в возрасте после 45. То есть те, которые жизнь повидали и мозги у которых не атрофированы.
И опять мы приходим все к тому же выводу: ищите не учение, а учителя.
В наш век информационной открытости все «секретные» методы образования общедоступны.
Требуется тот. кто способен их применять.