Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Все твои «беды» как летний снег: вот он есть, миг — и нет ничего, просто показалось… Не надо только все время тыкаться носом в прошлое или мечтать о том, каким бы могло стать будущее.
Макс Фрай

Почему я люблю ошибки и не люблю школу

/ Просмотров: 1287
Почему я люблю ошибки и не люблю школу

Почему дети в школе так много болеют?

«Насколько много?», может спросить неосведомленный читатель.

Настолько, что трудно себе представить.

Вице - президент РАМН, директор научного Центра здоровья детей РАМН Александра Баранов приводит следующую статистику:

  • «…На одного ребенка приходится, в среднем, более двух хронических заболеваний».
  • «Хроническими» медики стыдливо называют заболевания неизлечимые.

    «В среднем» означает, что если Ваш ребенок здоров, то у ребенка соседа - четыре неизлечимых заболевания.

  • «Заболевания, имеющие тенденцию к росту:
    1. новые образования,
    2. эндокринные болезни,
    3. патология репродуктивной системы»,

    продолжает академик.

    «Но при чем тут ошибки?», - может воскликнуть неосведомленный, но пораженный услышанным, читатель.

    А вот при чем …

    Шахматисты ошибок не боятся

    «Чтобы научиться играть в шахматы, Вы должны проиграть сотни партий»
    Х.Р.Капабланка

    «Ощибка – слово для дураков»

    «Работа над ошибками» - фраза для идиотов.

    Эти две мысли я внедрил в сознание своего сына сразу, как только он научился понимать русскую речь.

    Употребляя термин «Ошибка», мы заявляем, что:

  • точно знаем будущее,
  • но сейчас случайно сделали что-то не так, ошиблись, поэтому и не вписались в очередной поворот Фортуны.
  • Однако полагать, что мы точно знаем будущее немного наивно. В лучшем случае, будущее стохастично.

    Мы можем оценивать вероятности, распределение возможных результатов при достаточно большом числе попыток.

    Капабланка: чтобы научиться играть, нужно научиться проигрывать

    Не забывая, что существуют и «Черные лебеди».

    Шахматисты не «работают над ошибками». Они «Анализируют сыгранную партию». Оценивают вероятности, эффективность выбранной стратегии и тактику игры. Изучают собственные психологические реакции, которые привели к принятию именно этих решений.

    Поэтому, после каждой сыгранной и проанализированной партии шахматист

  • становятся немного опытнее и
  • ему все больше нравится играть.
  • «Какая разница, какое слово употреблять!?», может спросить неосведомленный читатель.

    А вот какая.

    Это прекрасное чувство …

    Самоопределение, уверенность, чувство правоты (не путать с «Ловушкой правоты») – одно из главных (если не главное) качество, обеспечивающее выживание личности.

    Имеются тонны исследований о связи иммунной системы человека со свойствами его психики, в частности, с чувством (не)уверенности.

    Чувство уверенности

    Любой грамотный психотерапевт скажет Вам, что все перечисленные академиком А.Барановым заболевания напрямую связаны с дисфункцией иммунной системы. Той самой, которая на физиологическом уровне обеспечивает нашу самоидентификацию.

    Или по-простому – выживание организма.

    А Вы говорите: оценки, экзамены …

    Отдав ребенка в школу, Вы, не понимая этого, сделали гораздо более крупную ставку, чем можете себе представить.

    Палец в розетке

    Если ребенок, играя, сует пальчик в розетку, то быстро понимает, что больше этого делать не следует.

    Более того.

    Синдром выученной беспомощности

    Он также начинает сторониться и предметов, напоминающих розетку… Банальность для грамотного психолога.

    Получив несколько «плохих» оценок и истерический окрик учителя или/и родителя, ребенок начинает сторониться учебы.

    C точки зрения ребенка это разумно. Также, как и в случае с розеткой.

    Невыживательным является то, что когда «Розеток» накапливается много, мир человека «схлопывается».

    Вместо «Большого, прекрасного и полного приключений» он превращается в «Маленький, серый и полный опасностей», где любой шаг в сторону неизменно наказывается, поскольку чреват «ошибкой».

    На ошибках учатся - но только не дураки

    Потому, что дураки – это люди, которые, по-определению, на ошибках не учатсяdowner.

    Ошибка - это информация оттуда, куда нам, человеческим существам, напрямую заглянуть не дано. Но нам дано действовать и получать оттуда информацию, обратную связь (на языке школы – «ошибки»), осмысливать ее, учиться и становиться опытнее, счастливее и здоровее.

    1 Закон Архимеда – Буторова в действии!

    Сформулированный мною (в соавторстве) закон о выталкивающей силе современного образования вовсе не является шуткой, хотя и звучит смешно.

    «С 4-5 класса две трети детей приобретают стойкое отвращение к учебе». О росте заболеваемости мы уже говорили.

    Не говорили мы только о влиянии приобретенного в школе «Синдрома выученной беспомощности» на дальнейшую жизнь человека …

    Жизнь без ошибок

    По результатам социологических опросов:

  • «Только 2% граждан России хотели бы иметь собственный бизнес».
  • Около 2% семей контролируют около 80% богатств планеты Земля …

    Без комментариев.

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.