Почему дети в школе так много болеют?
«Насколько много?», может спросить неосведомленный читатель.
Настолько, что трудно себе представить.
Вице — президент РАМН, директор научного Центра здоровья детей РАМН Александра Баранов приводит следующую статистику:
«Хроническими» медики стыдливо называют заболевания неизлечимые.
«В среднем» означает, что если Ваш ребенок здоров, то у ребенка соседа — четыре неизлечимых заболевания.
- новые образования,
- эндокринные болезни,
- патология репродуктивной системы»,
продолжает академик.
«Но при чем тут ошибки?», — может воскликнуть неосведомленный, но пораженный услышанным, читатель.
А вот при чем …
Шахматисты ошибок не боятся
«Чтобы научиться играть в шахматы, Вы должны проиграть сотни партий»
Х.Р.Капабланка
«Ощибка – слово для дураков»
«Работа над ошибками» — фраза для идиотов.
Эти две мысли я внедрил в сознание своего сына сразу, как только он научился понимать русскую речь.
Употребляя термин «Ошибка», мы заявляем, что:
Однако полагать, что мы точно знаем будущее немного наивно. В лучшем случае, будущее стохастично.
Мы можем оценивать вероятности, распределение возможных результатов при достаточно большом числе попыток.
Не забывая, что существуют и «Черные лебеди».
Шахматисты не «работают над ошибками». Они «Анализируют сыгранную партию». Оценивают вероятности, эффективность выбранной стратегии и тактику игры. Изучают собственные психологические реакции, которые привели к принятию именно этих решений.
Поэтому, после каждой сыгранной и проанализированной партии шахматист
«Какая разница, какое слово употреблять!?», может спросить неосведомленный читатель.
А вот какая.
Это прекрасное чувство …
Самоопределение, уверенность, чувство правоты (не путать с «Ловушкой правоты») – одно из главных (если не главное) качество, обеспечивающее выживание личности.
Имеются тонны исследований о связи иммунной системы человека со свойствами его психики, в частности, с чувством (не)уверенности.
Любой грамотный психотерапевт скажет Вам, что все перечисленные академиком А.Барановым заболевания напрямую связаны с дисфункцией иммунной системы. Той самой, которая на физиологическом уровне обеспечивает нашу самоидентификацию.
Или по-простому – выживание организма.
А Вы говорите: оценки, экзамены …
Отдав ребенка в школу, Вы, не понимая этого, сделали гораздо более крупную ставку, чем можете себе представить.
Палец в розетке
Если ребенок, играя, сует пальчик в розетку, то быстро понимает, что больше этого делать не следует.
Более того.
Он также начинает сторониться и предметов, напоминающих розетку… Банальность для грамотного психолога.
Получив несколько «плохих» оценок и истерический окрик учителя или/и родителя, ребенок начинает сторониться учебы.
C точки зрения ребенка это разумно. Также, как и в случае с розеткой.
Невыживательным является то, что когда «Розеток» накапливается много, мир человека «схлопывается».
Вместо «Большого, прекрасного и полного приключений» он превращается в «Маленький, серый и полный опасностей», где любой шаг в сторону неизменно наказывается, поскольку чреват «ошибкой».
На ошибках учатся — но только не дураки
Потому, что дураки – это люди, которые, по-определению, на ошибках не учатся.
Ошибка — это информация оттуда, куда нам, человеческим существам, напрямую заглянуть не дано. Но нам дано действовать и получать оттуда информацию, обратную связь (на языке школы – «ошибки»), осмысливать ее, учиться и становиться опытнее, счастливее и здоровее.
1 Закон Архимеда – Буторова в действии!
Сформулированный мною (в соавторстве) закон о выталкивающей силе современного образования вовсе не является шуткой, хотя и звучит смешно.
«С 4-5 класса две трети детей приобретают стойкое отвращение к учебе». О росте заболеваемости мы уже говорили.
Не говорили мы только о влиянии приобретенного в школе «Синдрома выученной беспомощности» на дальнейшую жизнь человека …
По результатам социологических опросов:
Около 2% семей контролируют около 80% богатств планеты Земля …
Без комментариев.