…Не так давно заглянул я в "СпортМастер" и не пожалел
На кассе молодая девушка (конечно —менеджер) в порядке очереди шаблонно обратилась ко мне: "Что у Вас?".
"… Остапа понесло …" Я решил немного развлечься и развлечь менеджера.
-"У нас в квартире газ. А у Вас?"
… Пауза … По — Станиславскому…Девушка продолжала мило смотреть на меня …
-"Не учили в школе?", участливо и также мило спросил я.
-"Нет", — еще прелестнее улыбнувшись, ответила менеджер.
-"Ну, хоть откровенно и без понтов", удовлетворенно отметил я.
…Несколько лет назад я со своим старшим сыном ехал за городом в автомобиле.
Поставил диск "ЧИЖа". Сергей Чиграков пел "Гайдном буду". Я вдруг спросил сына.
-"Как думаешь, что это значит?"
-"Ну, наверное, чтобы не говорить "гадом буду", все-таки невежливо"
-"Ты не знаешь, кто такой Гайдн"
-"Нет. А чем это плохо?"
Я открыл рот, чтобы ответить, но через мгновение снова закрыл, решив подумать. Думал я долго, несколько месяцев. Ответы типа "Всякий культурный человек должен» меня никогда не устраивали. Особенно — это замечательное "должен»".
"Что в этом плохого — чего-то не знать?", соображал я."Я тоже далеко не все знаю. Настолько " не все", что самому порой бывает неловко ".
"Если при этом у меня отсутствуют барьеры узнавания нового — то нет и проблемы. Если что-то мне нужно — я могу это узнать. Понадобился, например, мне английский — выучил я его (после тридцати, между прочим) до свободного владения разговорным. Соответственно, со временем, я становлюсь все более образованным. В областях, мне интересных".
Ответ пришел, когда я переформулировал вопрос, заменив "Чем?" на "»Почему?"
Первый Закон Архимеда — Буторова в образовании
Аналогично тому, как "на тело, погруженное в жидкость,действует сила, равная весу вытесненной воды".
Ассоциативно соотносится, также с третьим законом Ньютона: "Сила действия равна силе противодействия".
(Красиво, блин !.. В школе пятерку бы по физике поставили за такую метафору!)
Но если возникает тенденция, направленное изменение… Вот тогда уже требуется осмысление причин. А тенденция, сформированная в предшествовавшие 3-4 десятилетия, такова: уровень образованности населения существенно и неуклонно снижался. Каким бы образом мы это ни измеряли. Как бы ни оспаривали. Это просто факт.
Как "зависает" компьютер …
Немного отвлечемся, прежде чем перейти к осмыслению открытого исследователями Архимедом (Сиракузы, 214 до н.э) и Буторовым (Москва, 2014 н.э) нового закона современного образования.
Сегодня практически каждый имеет на своем столе (или под оным) компьютер: чудесное электронное устройство, скрашивающее наш досуг. Преимущественно в часы напряженных рабочих будней. Такие незаурядные личности, как Марк Цукерберг. Павел Дуров, Альберт Попков, уже вошедшие в Историю, помогают нам в это приятном времяпровождении.
Чуть более продвинутые юзеры, иногда все-таки использующие сей удивительный механизм для решения более сложных задач, чем просматривание фоток друзей и подруг, несомненно, сталкивались с таким явлением, как «зависание». (Не путать с зависанием в социальной сети).
По-простому: зависание напоминает штангиста, который взял штангу на грудь, но сообразил, что погорячился. Дабы не отправиться в травмапункт, он бросает штангу на помост и отправляется в раздевалку. Прийти в себя, расслабиться и переосмыслить случившееся.
Или: знаете, иногда теннисисты тренируются, используя специальную машинку, стреляющую мячиками. Выстрел мячом = задание для спортсмена: отбить мячик. При определенном количестве мячиков – задач в единицу времени теннисист прерасно справляется с тренировкой.
Но что, если увеличить темп «стрельбы» выше определенного (для этого спортсмена) значения? Как поступит теннисист, перестав справляться с тренировочной задачей? Думаю, как и каждый из нас: перестанет отбивать мячи вообще. Потому, что это единственно разумное в этой ситуации решение.
А что, если бы у теннисиста была некоторая гипотетическая возможность отложить на время, зарезервировать где-нибудь, летящие мячики? Думаю, при таком подходе любой теннисист отбил бы, успешно парировал все мячи. Со временем.
Так же и компьютер. Когда возможности оперативки и процессора исчерпываются и перестают соответствовать пихаемым в них юзером задачам. Когда, вдобавок, компьютерный код, написанный программистом – кое-какером, использует оперативную память в тупую — компьютер попросту «виснет», отказываясь выполнять какие-либо задачи вообще.
Так зависает и ученик в традиционной системе образования
Грамотный программист пишет компьютерную программу, учитывая возможности «железа», эффективно распределяя ресурсы. Количество «летящих мячиков в единицу времени» ограничивается и ;задачи решаются. Иногда несколько медленнее. Но – решаются. Хотя правильно было бы сказать не «медленнее», а «за то время, за которое они и должны решаться».
Нормальный методист, «программист системы образования», казалось бы, должен учитывать эти простые (действительно простые для нормального человека) вещи. Да куда там!.. У большинства из них и концептов-то таких в головах никогда не поселялось. Потому, что они сами «образовывались» похожим способом.
Если правильный метод не работает на практике – значит, плоха практика.
Вполне логично. Если уровень образованности (или, как они говорят: «успеваемости») плох, то значит, плохи ученики. Трудно спорить. Как трудно спорить с сумасшедшим.
…Когда Остап пытался отобрать карандаш, просунутый в замочную скважину представителем духовного сословия Отцом Федором, – «победила молодость».
Когда методисты – «коекакеры» традиционного образования пытаются всунуть в головы детей кучу разнородной, слабо систематизированной и во многих случаях ненужной информации, «молодость» начинает давать отпор. Инстинкты выживания оказываются сильнее. Когда «базис» входит в конфликт с «надстройкой», то возникает антагонистическое противоречие. (Если Вам хотя бы за сорок и Вы проходили исторический материализм, то понимаете, о чем это я). В случае с человеком, в целях выживания организма оно, чаще всего, решается в пользу организма и в ущерб образованности.
И в ущерб более длительному выживанию.
Эпилог
Не то беда, что всякие – разные «Гайдны» исчезают с горизонта современной мысли. А то, что сама способность учиться, как инстинкт открытости миру и привычка формировать полезные долговременные модели поведения, исчезает из джентльменского набора современного человека.
Не сама, заметьте, исчезает …
Далее по теме: Второй Закон Архимеда — Буторова