Рассматривая крайности, упускаем разнообразие, а жизнь и есть разнообразие. Но без ограничений суть не понять. Истина противоречива.
Не определившись в формате «черное — белое», утонешь в деталях. Слов будет много, но смысл растворится, как молоко в воде, долитой в ведро советской дояркой. Для повышения удоев.
Что такое успех по-простому?
По-простому сложно …
Например, когда соприкасаясь с жизнью, мы оставляем на ее виражах меньше кусков разорванной одежды, набиваем меньше шишек, получаем больше удовольствия. А иногда и что-нибудь конкретнее, чем удовольствие. Меньше боли — больше внимания по сторонам — больше возможностей — меньше боли.
Петля (не) успеха
В моем детстве это было известное развлечение. У детей в форме игры. У взрослых в форме поездок на работу в переполненном транспорте, протискивании в очередях за тем, что «все равно на всех не хватит — больше килограмма в одни руки не давать — за мной просили не занимать».
Жизнь — это взаимодействие, столкновение, протискивание.
Будучи пацанами, мы через многое протискивались. Через кусты, через дырку в заборе, через толпу — «чтобы посмотреть». И оставляли на заборе куски одежды, которая стоила недешево. Поэтому возникали последствия в форме «а-та-та». В следующий раз приходилось пролезать внимательнее. Или вообще не лезть «куда не надо».
Впрочем, это присказка. Хорошая присказка сокращает повествование, даже если сама длинная.
Петля взросления
Мы проходим несколько этапов взросления.
Сначала мы «глупые, бесшабашные и неуверенные». Это только звучит противоречиво. Рядом «большой папа», который «все знает», мама, которая все умеет. Оба добрые, можно и подурачиться.
Ум работает исключительно через сравнения. По сравнению с «большим папой» как почувствовать себя большим? Никак.
Потом — школа. Тут все серьезнее. Во-первых, сама школа большая. Во-вторых, «учительница первая моя» — «ана так многа знает!». Даже как писать жи-ши. Потом оказывается, что и здесь подстава, далеко не всегда «жи — ши» пишется через «и». Но … уже въелось в детский умишко.
Но если папа и мама все-таки на твоей стороне, даже когда «а-та-та» делают, то школа совсем другой колор. Именно здесь большинство и ломается. Навсегда. Оставляя у Альма Матери куски собственной самоопределенности.
Не все, но абсолютное большинство.
Как не всем удавалось пробиться к выходу до отправления автобуса с нужной остановки, к прилавку «иисякания продуктового лимитал». Через психологический фильтр школы пробиваются единицы.
Стоит оглянуться-таки по сторонам и посмотреть. В зеркало не рекомендую — болезненно.
Следующим этапом у тех, кто «протиснулся», бывает самоопределение. Оно происходит через отрицание. Хорошо, если в хорошем смысле. Становится ясно, что «большой папа» не самый сильный в мире, и мама многое не может, даже когда хочет.
По-доброму бывает у тех, кто смог «протиснуться» и выйти на плато самоопределения, а таких «маловато будет». Остальные идут «в отказняк», не приносящий счастья ни одной из сторон. И далее трансляция на всю оставшуюся от «обучения» жизнь.
Тут не «что же делать?» нужно спрашивать, а смотреть по сторонам и видеть жизнь.
Мало ли что пишут …
Вариант «и жизнь, и кошелек» возможен. Иногда.
Но, как вы понимаете, в этом случае у кого-то оказывается свернутая набок челюсть. А для этого тренироваться нужно, как вы понимаете. Задающие на дороге Шекспировские вопросы редко бывают «ботанами».
Теперь посмотрите сквозь эту метафору и ответьте: школа или успех?
Эта статья на моем канале Дзен