Просто решил поделиться одним наблюдением. Оно касается и школы, и жизни. Обеих — двух.
Руководство для чайников
В начале 90-х пришлось вновь столкнуться с программированием. Тогда рынок заполнили настольные «персональные» ПК.
На ЕС10-40, на «Алголе», «Фортране» и «PL-1» программировать и работать приходилось. Но был большой перерыв….
Помню, как на прилавках появились книжки с крупно выведенным на обложке «Руководство для чайников». Писать такие книжки, кстати, непросто. Нужно быть профессионалом, глубоко понимать суть. И нужно глубоко понимать человеческую природу, понимать как люди учатся.
Поэтому покупал именно такие, «Для чайников» — чтобы быстрее и чтобы не «занаучивать вопрос».
И вот какая мысль …
Я вас не понимаю, Марья Ивановна …
Метафорическая Марья Ивановна, школьная учительница. Ну, или , скорее, школьный методист.
Я не понимаю, почему нет простых, понятных каждому человеку учебников по общению? Да-да, простому, человеческому общению? Эффективному человеческому общению!
Неужели «математика», «обществоведение» или «биология» (догадайтесь, почему названия этих школьных предметов я заключил в кавычки?) важнее общения?
Нет, вы, Марья Ивановна не подумайте, что я против математики или литературы (особенно литературы).
Я не так глуп, как вы могли подумать. Совсем не обязательно использовать оператор дизъюнкции и думать в категориях «или-или», не обязательно, Марья Ивановна.
Можно думать более широко, в категориях «и то, и это». Неужели общение менее важный предмет, чем вышеназванные?
Неужели успех и счастье (простите Марья Ивановна за не научный термин) в меньшей степени зависят от способности понимать людей, чем от навыка «решать» школьные «задачи» по «математике»?
У меня, Марья Ивановна, очень большой и разносторонний жизненный опыт, вероятно больше и точно шире, чем у вас. И я убедился, что способность нормально разговаривать с людьми, понимать людей важнее любого из школьных предметов. Даже если они без кавычек.
Точно важнее.
Совершенно, абсолютно точно важнее.
Так почему же, Марья Ивановна нет в школьной программе курса эффективного общения?
Кому на Руси психологи нужны?
Я случайно наткнулся на статистику компании, предоставляющей психологические услуги.
Знаете, кто их самые частые гости? Вы удивитесь, Марья Ивановна: айтишники. программисты.
18% всех клиентов психологов — айтишники!
Те, кто гораздо лучше среднего выпускника школы знает математику!
Вы понимаете теперь, почему я попросил вас мыслить шире?
«Чего же тебе, собака, нужно?»
Это я не вам, Марья Ивановна.
Это я процитировал Ивана Васильевича. Не вашего папу, а царя из советского кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
У них же вроде все есть? Они даже на выборы могут не ходить, а, если не нравится, просто уехать на ПМЖ в другую страну. Или не уезжать, а работать там, живя здесь.
А им не хватает, Марья Ивановна, «мягких скилов», навыков общения, за которыми они и тянутся к психологам и на тренинги всякие.
А знаете почему?
Да потому, что программировать можно научиться. Даже во время «обучения» в школе можно. Книг хороших, начиная «Для чайников» — завались! Научись читать — и читай, учись, осваивай программирование. Правда, сначала нужно научиться читать, а этому школа учить перестала. Вспомните предыдущего Министра образования, сетовавшую на «эпидемию функциональной безграмотности», то есть на неумение большинства школьников понимать тексты.
А вот насчет хороших, понятных книг по общению — дело совсем швах.
Как вы думаете, Марья Ивановна,
- кого назначат руководителем группы программистов?
- А начальником отдела?
- А руководителем филиала Гугл?
Того, кто лучше программирует? Или того, кто лучше общается?
Вот вы уже и начинаете догадываться, Марья Ивановна, к чему я клоню. И почему нужно думать шире.
А про разводы вы слышали?
Позорное первое место в мире.
Марья Ивановна, а вы сами, стесняюсь спросить, замужем?
Нет?
А были?
Еще лучше начинаете догадываться, о чем это я?
Логика (вы не знаете, Марья Ивановна, почему ее перестали преподавать в школе?) советует: на первом месте должны быть самые важные вещи, на втором — менее важные.
А если так, то я повторяю свой вопрос:
- Почему в школе не изучают человека?
- Почему не учат человеческому общению?
Может быть мне стоит написать такой учебник, Марья Ивановна? Или курс — как считаете?
Математику-то я выучил давно. Она мне даже несколько раз в жизни пригодилась, когда научной лабораторией руководил. А вот способность общаться пришлось развивать через опыт. А путь опыта — самый горький — как заметил еще Конфуций. И я подтверждаю это.
Я научился-таки, но пострадал безмерно, пока не научился.
А вот когда случались пробелы в математике — просто восполнял их, не страдая.
Так что вы посоветуете Марья Ивановна? Написать, что ли учебник человеческого общения?
Или курс?
Или, как вы советуете, нужно мыслить шире? Не «или учебник» «или курс», а оба-два?
Жду от вас совета, с нетерпением.
Эта статья на моем канале Дзен