Что такое обучение?
Даже мне иногда приходится опускаться до уровня схоластики, задаваясь подобными вопросами …
Спросите «Почему»?
Чтобы понять, с чем имею дело.
А имею я дело с обучением и воспитанием собственного сына. И, как человек, не до конца изживший частно — собственнические инстинкты, я хочу, чтобы «Моё» было «Не хуже, чем у людей».
Впрочем, в случае со школьным образованием быть «Не хуже других» — примитивная задача. Потому, что статистически у «Других» с обучением детей в школе дело совсем швах …
Но мне хочется большего …
Поэтому чтобы понять, что работает, я обратился к официальным методам обучения,которые не работают, что статистически достоверно подтверждается ежегодным тестированием выпускников российских школ.
Существует ли педагогика как наука?
И, чтобы не томить Вас, уважаемый родитель, сразу заявляю: нет, как наука педагогика не существует.
Как в анекдоте про Вовочку: «Странно: жопа есть, а слова нет …»
Почему?
По причине неэффективности ее методов обучения.
Главным критерием истинности, как мы знаем, является практика. Если полезный выхлоп отсутствует — зачем забивать людям мозги бесполезной информацией, а пединституты — абитуриентами?
Но что, если «Выхлоп» еще и вредный… Раньше это называлось лженаукой …
Есть и другие способы отличить науку от наукообразности.
Например, рассмотреть ее аксиомы и определения. И, хотя это скучно, но в случае с педагогикой много времени не отнимет.
Рассмотрим одно из официальных определений термина «Обучение».
«Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.»
Википедия
Что мне с этим делать?!
Когда я узнаю, что при соударении два тела получают одинаковые синяки (3-й Закон Ньютона), я понимаю. что биться лбом о стену нецелесообразно и беру, например, кувалду. Трудно сказать, что физика — ненаучна или практически бесполезна …
Или узнав, что «Между двумя точками можно провести только одну прямую», я со спокойной душой покупаю сыну линейку: пригодится. Несправедливо было бы называть математические методы ненаучными или бесполезными …
Но … я принимаю Ваши возражения: методы точных и гуманитарных наук различаются.
…Их различия не концептуальные, а формальные. Но, чтобы увидеть это, нужно понимать концептуально, что такое «Метод».
Поэтому обратимся, например, к философии, которую так не жалуют современные педагоги.
«Закон единства и борьбы противоположностей», например, помогает понять, что когда я вижу оголенный провод, не следует беспорядочно шарить вокруг голыми руками: где-то рядом обязательно найдется его противоположность, которая, объединившись со второй половиной, шарахнет не слабо.
Или, например, если я наблюдаю небесное тело, которое движется по странной орбите без всяких видимых причин, значит рядом есть невидимая, но вполне реальная причина, притягивающая рассматриваемое тело. Используя этот закон, я могу открыть «Темное вещество Вселенной» или планету Нептун «На кончике пера» …
Психология и педагогика — закон единства и борьбы
За отсутствием собственных работающих методов обучения (да и воспитания) предпринимались попытки получить гибрид психологии и педагогики. Но — безуспешно … Точных причин я не знаю, следует порыться в истории, но результат — налицо.
Очевидно, что психология имеет и собственный предмет, и собственные методы и аксиомы.
Однако, не очевидно, как получилось, что официальная психология применяет их в обучении как-то странно — избирательно?
Иначе, как с привлечением теории мирового заговора этот не объяснишь …
Немного отвлекшись, заметим, что есть еще один признак, лакмусовая бумажка (лже) научности, который покажет нам истинную ценность методов обучения официальной педагогики …
… Господин Эльконин, разработавший и внедривший методы фонематического анализа, «пессимизировавший» понимание детьми основ русской словесности, являлся членом — корреспондентом Российской Академии педагогических наук. То есть был официально признан «Корифеем» педагогики.
Виктор Федорович Шаталов же, педагог, методы обучения которого обеспечивали 100% понимание детьми математики, физики и других предметов … Да … некоторые о нем слышали
Но я не слышал, чтобы его методы преподавания были взяты на вооружение официальной педагогикой …
Подходы к обучению …
С методами все не так просто …
Осмысливая синдром Эльконина — Шаталова я вспомнил древнюю притчу.
Однажды на площади Диоген рассказывал людям о философии. Но мало кто его слушал. Тогда мудрец громко закричал по-птичьи … Тут же вокруг собралась толпа зевак. «Вот цена вашего ума», — заметил философ.
Диоген не следовал авторитетам слепо. Он часто насмехался над Платоном за его формализм. Однажды Диоген притащил общипанного петуха для иллюстрации платоновского определения человека. И размышляя, возможно, о методах обучения, Диоген воскликнул:
«Ищу человека».
Мне кажется, он интересовался психологией.
«Человек есть мера всех вещей»
заметил его великий соотечественник Протагор.
Протагор «отметился» в истории как педагог. И, кажется он понимал правильное направление обучения.
Кстати, оба мудреца были циниками, а о моем неравнодушии к методам древних циников, я уже писал. Поэтому
Уже без всякой иронии.
P.S. Педагогика — наука о детях???
… Иногда я бываю слишком циничен по отношению к школе.
Может даже показаться, что я злорадствую, что-ли, описывая ее промахи …
«Мы видим все не таким, каким оно есть —
мы видим все таким, какие мы есть»
Талмуд
У меня есть для этого две причины…
И я поделюсь ими в следующих статьях. Ни одна из них не касается методов обучения, но я помещу их именно в этот раздел. Потому, что подходы важнее методов.
А пока можете подумать вот о чем: