Подрастая, дети нас уже не столько радуют, сколько начинают раздражать.
Для большинства это — факт. Но почему это происходит? В чем настоящая причина извечного конфликта «отцов и детей»?
Как мы понимаем?
Мы способны понять только то, с чем имели дело. Что видели, с чем сталкивались на конкретных примерах в реальной жизни.
Понять — значит увидеть, значит смоделировать.
Таков мой подход к психологии понимания.
В этом искусство психолога и, тем более, тренера — донести «общеизвестные» истины на понятных конкретному человеку примерах.
О детях, которые раздражают
Просто сказать, что дети раздражают «потому, что копируют нас» — ничего не сказать. Просто сотрясти воздух. Мой попугайчик то же умеет говорить: «Чи-чи-чи». Иногда он даже грозится «кошку съесть» 🙂
Все истины о человеке известны тысячи лет.
Именно поэтому, в силу привычности, мы пропускаем их мимо ушей. Поэтому для нас они и не работают. А для тех, кто понял – они вдруг чудесным образом начинают работать.
Посмотрим на примере
Дети нас копируют, как кусок пластилина копирует предмет, с которым контактирует. Мы так устроены — копируем окружение – и больше здесь нечего сказать.
Разве что про «зеркальные нейроны» 🙂
Проблема в том, что дети копируют не только наши лучшие черты, которыми мы гордимся. Мы поэтому и хотим видеть детей своим продолжением, воплощением своих лучших качеств.
Видеть — это ключ
Дети копируют нас полностью.
В том числе те черты, на которые мы сами смотреть не желаем. От которых научились отворачиваться.
Дети подрастают.
И однажды наша «отрицательность» воплощается, предстает пред нашими ясными очами. И мы вынуждены смотреть и видеть.
Теперь мы вынуждены смотреть на то, что так долго прятали, не хотели видеть, считали плохим. И вот оно, здесь — предстало прямо перед нами!
Откуда берется отношение
Если мы что-то не видим – то никак к этому и не относимся. Ни плохо, ни хорошо. Для нас этого просто нет. А то, чего нет, на нас не действует.
Если человек за моей спиной будет строить мне противные рожи — на меня это не подействует. Но если он появится передо мной и нагло продолжит гримасничать …
Берегись, нахал!
Вы начинаете понимать?
Как мы видим то, что видим?
Предмет виден четко только с «фокусного» расстояния.
- Если ближе — все размывается, ничего не понятно и предмет исчезает из нашего внимания, поля зрения.
- Если дальше – детали становятся не различимы. И происходит в точности то же самое.
А еще есть т.н. «слепые пятна».
Испытывая к чему-то негативное отношение, мы приближаем это настолько, что заталкиваем глубоко внутрь. И перестаем видеть. И перестаем испытывать отношение, раздражаться.
Но когда отрицаемое качество предстает перед нами «во плоти», попадает в фокус внимания – мы его видим, создаем отношение и реагируем.
Маленькие дети слишком близки к нам эмоционально. Они «не в фокусе». Взрослея, дети начинают отдаляться. Становятся отдельными от нас личностями, в которых мы замечаем то, что когда-то решили не видеть.
Когда-то мы спрятали негатив внутрь, убрали «с глаз долой». Поэтому перестали замечать и раздражаться.
Подросшие дети показывают нам то, что, как мы думали, не существует!
Все просто
Как видите, все просто, наглядно. И даже физично.
В следующий раз поговорим еще об одной составляющей недовольства детьми.