Все люди хорошие, умные и стремятся к добру. Я предпочитаю так думать до тех пор, пока в конкретном случае не будет доказано обратное.
Иногда я иронизирую над чиновниками, но стараюсь, по возможности, не обобщать … Чиновники — это такие же люди, однако их жизнь происходит в определенном контексте, который «модулирует» их поступки и определяет то, как они проявляются по отношению к «остальным» …
В предыдущей статье я советовал не очень ругать школу, потому, что образование это
плод, который вызревает в определенной среде. Не стоит рассчитывать на урожай персиков, посаженных в открытый грунт где-нибудь в Восточной Сибири. Но возможно вырастить несколько сочных плодов там, за Уральским хребтом — в специально созданных условиях.
Это банально. Как и все, что действительно верно и работает на практике.
И, как все правильное, с трудом доходит до нашего сознания — по той же «причине»: слишком просто …
Философия школы
Контекст неуловим: он состоит из деталей, но к ним не сводится. Он как запах, который вызывается каким-то продуктом, но этим продуктом не является. Но … все-таки нет способа, чтобы определить контекст, кроме, как через детали …
Кто определяет контекст школьного образования, условия, в которых «вызревает» Ваш ребенок? Насколько вероятно в контексте современной официальной школы вырастить «Персик»?
Контекст школьного образования, правила, законы, по которым функционирует школа, определяют чиновники. Но не только они: существуют «объективные» условия … которые, однако, возникли не «сами», а были когда-то созданы прежним поколением чиновников.
В общем — все та же философия, диалектическая спираль, от которой большинство начинает «клевать носом»… Потому. что учились в школе. И если бы их там приучили думать, то они не засыпали бы от простых вещей и не бросали чтение таких статей в первой четверти текста …
Я все хожу кругами, чтобы усилить эффект неожиданности и несколько увеличить вероятность быть услышанным несколькими родителями. Потому, что если бы я просто написал то, что сейчас напишу, это выглядело бы совсем просто и не произвело бы почти никакого впечатления. Не создало бы контекста понимания школьного образования …
Взгляд на школу свысока
Итак,
Вице-премьер Ольга Голодец, курирующая социальный блок правительства, (то есть, курирующая стратегию развития образования в России) заявила (цитирую)
Ольга Юрьевна пояснила, что «это может на первый взгляд казаться незначительным нюансом, но на самом деле является важным элементом, который влияет на содержание школьного образования.»
Я мог бы проанализировать логику высказывания, как делал это в книге «Инстинкт понимания», однако просто представьте — именно представьте, загляните в кабинеты Правительства, «поучаствуйте» в совещаниях, «посмотрите» на этих людей — повертите полученное изображение перед своим мысленным взором. А затем сравните с тем, что увидите в школе, когда пойдете туда в очередной раз …
И если Вы это действительно сделаете, то сможете вдруг понять, почему все «как-то не так» в официальной школе … И почему неконструктивно. непрактично ругать отдельных учителей. Но почему, также, непрактично рассчитывать на их содействие в «выращивании Вашего отдельно взятого персика» …
И чтобы Вы не думали, что это Ольга Юрьевна «просто так сболтнула» … ( Вы поймите, что чиновники такого уровня «просто так» ничего не болтают). Вспомните, что совсем недавно все та же Ольга Юрьевна заявила, что такого количества людей с высшим образованием нашей стране не нужно. (Видимо, с ее точки зрения, это тоже пережиток советской системы, которая стремилась повышать образовательный уровень населения, считая, что в современном мире это является стратегическим преимуществом …)
Плевать бы я хотел на такую «Логику», тем более, что это все тот же «Парадокс лжеца», который я разбирал в книге «Чувство понимания» …
Плевать бы я хотел, если бы не понимал, что такое контекст. И почему, поэтому, непрактично ругать школу и учителей, а лучше подумать, как предоставить образование собственным детям.
Потому, что образование действительно является стратегическим преимуществом ребенка.
Или стратегическим недостатком.
В зависимости от сегодняшнего понимания и действий его родителей.