Иногда жизнь преподносит приятные сюрпризы.
Мой младший сын стал победителем международной математической олимпиады «Кенгуру-2016», набрав 100 баллов. Абсолютный результат.
Считается, что мужчинам цифры важнее чувств или эмоций.
Поэтому, как мужчине, мне следовало бы сразу перейти к статистике олимпиады, разбору задач, анализу решений…
… Чуть позже.
А сейчас я не стану лукавить и по-мужски, сдержанно-суховато скажу:
мне очень приятно.
Кто создает мифы о «мужественности»?
«Большинство», «серая масса», которая, по выражению Франклина Рузвельта, 32 Президента США,
«Не может ни наслаждаться от души, ни страдать
потому, что живет в сером мраке,
где нет ни побед, ни поражений».
Эмоции — сущность человеческой жизни. Соприкосновение с реальностью, с Жизнью генерирует эмоции. Не испытывает эмоций тот, кто не чувствует.
Такой человек либо не живой, либо чиновник.
И мой дед и мой отец, прошедшие Вторую Мировую, случалось, не скрывали эмоций, рассказывая о ней.
Спортсмен, победивший в тяжелейшей борьбе, стоя на пьедестале не скрывает слез радости.
Зачем же лицемерить мне? Мне очень приятно и я испытываю гордость за сына.
Школьное образование дискредитировало себя полностью.
Влияние школьных оценок на судьбу ребенка минимально, либо отрицательно. Любая школьная оценка для меня не более значима, чем мнение любого из представителей «большинства».
Но олимпиады — это другая реальность. Здесь ребенок действительно может проявить свои способности, волю, умение преодолевать себя и стремление к победе …
Поэтому для развития ребенка, формирования его самооценки олимпиады имеют совершенно иное значение …
100 баллов — это хорошо и приятно.
Но даже просто участвовать в олимпиаде, где неоткуда списать и не у кого спросить и … набрать этих самых баллов больше, чем «Средняя величина» — для ребенка это уже победа. Важная веха в его развитии. Первый опыт побед. Семена успеха, которые неизбежно взойдут в его взрослой жизни.
Предоставить ребенку опыт такой самостоятельности — это ближе к понятию «Обучение», чем вся программа современной школы, шаблонизирующей мышление ребенка, убивающей его способности в самом зародыше и минимизирующей шансы стать действительно успешным и счастливым человеком.
Поэтому, когда спустя неделю после объявления результатов математической олимпиады «Кенгуру» сын занял второе место в боксерском турнире я радовался не меньше, а может быть даже больше.
Да, он не смог переиграть по очкам соперника, который был и старше и опытнее. Но судейская бригада соревнований, среди членов которой было два чемпиона мира, присудила сыну специальный приз: «За волю к победе».
Уверенность в себе, а не страх перед «плохой оценкой» — вот на что должно быть направлено истинное образование. Потому что именно это качество позволит ребенку во взрослой жизни стать успешным, а не скатиться в «серую массу, не знающую ни побед, ни поражений» …
И не важно, где это качество формируется: на занятиях математикой или боксом …
Или даже шахматами …
Поэтому, когда выяснилось, что сын вышел в финал кубка Гран-При Русской шахматной школы, я тоже был рад. На этот раз в финале ему не удалось занять призовое место. «Но все-таки»,- сказал я сам себе, «Выйти в финал после полугодовой серии отборочных туров не так уж и плохо, как думаешь?..»
Даже в сельском хозяйстве для того. чтобы избежать истощения почвы и сохранить ее урожайность на долгие годы проводят т.н. «Севооборот», высевая на одном поле различные культуры …
… Если даже Виталий Кличко, чемпион мира в супер-тяжелом весе имеет разряд по шахматам и способен продержаться с экс-чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым 31 ход … почему обычный мальчишка не может развивать одновременно ноги, руки и голову — на благо «всему себе»?
… То, что тысячелетиями понимали простые крестьяне, к сожалению, не понимает большинство педагогов и родителей … А иначе мы жили бы в другом обществе, более разумном и счастливом.
И с меньшим количеством чиновников на одну человеческую душу.
Иногда я слышу: «Ах, какой способный ребенок!..»
О чем это Вы вообще?!
Вспоминая и перефразируя профессора Преображенского из «Собачьего сердца» я скажу:
А старшие дети не такие способные? Или Вы просто забыли об их существовании,дедуля?
Спасибо за комментарий!
Приятно иметь дело с интеллигентными, искренними и образованными людьми! Потому, что
«В деле распространения здравых мыслей не обойтись, чтобы кто-нибудь паскудой не назвал» (Михаил Евграфович Салтыков-0Щедрин)
Кенгуру на 100 баллов любой ребенок может решить?
Ответ на Ваш вопрос зависит от взгляда на проблему: «любой» статистически или буквально любой?
Если Вы взглянете на задачи «Кенгуру», то увидите, что они сравнительно просты. Это выбор из нескольких возможных ответов. Это не то же самое, что решать задачу, не имея вообще никаких ориентиров. И тут удивительна именно общая статистика олимпиады.
(http://mathkang.ru/files/K/statistics/stat_K_2016.pdf)
Поражает, как мало детей набрали хотя бы 50 баллов!.. Посмотрите на задачи, за решение которых можно было набрать 50-60 баллов!.. Только 59,3% решили 3-бальные задачи – совсем простенькие.4-х бальные, чуть посложнее, правильно решили 37,5%. И 5-бальные задачи, некоторые из которых действительно можно отнести к разряду «олимпиадных» решили 20% детей. С учетом того, что множества «способных» не пересекаются полностью, средний набранный балл составляет только 38,8%!..
Показательны «провалы» статистики решения некоторых простейших 3-бальных задач. Определенно, это может быть связано только с непониманием основ, базовых «математических» понятий. А отнюдь не с какими-то «выдающимися» способностями» ребенка.
Здесь находится ключ к пониманию общей статистики олимпиады.
Взгляните, например, на статистику решения седьмой 3-бальной задачи для 3 класса: ее смогли решить менее 12%!.. Для «решения» этой задачи требовалось всего лишь представлять, что такое числовой ряд. Не более! Очень симптоматично …
Как я писал неоднократно, понимание математики в школе разрушено разрывом конкретного и абстрактного на начальной стадии обучения. Детям запрещают пользоваться палочками, и даже, принадлежащими им по праву рождения пальцами!
Если сделать поправку «на ветер»: дети переволновались, баловались, не выспались, приболели … Ребенок мог не решить одну 3-бальную, пару 4-бальных, и решить далеко не все 5 бальные … Оценочно получается, что «средний» ребенок, если ему не задурили мозги в начальной школе спокойно может набирать баллов 80. (Второй результат в классе сына – 75 баллов)
Определенный процент добавляет способность оценивать данные: ведь даже 5-бальные задачи имеют готовые варианты ответов. Понимая суть, можно просто оценить и часть ответов «угадать» … Но это уже из области «математической логики», хотя бы и зачаточной стадии.
Итак, баллов 75 – 80 это моя оценка медианного значения результативности «среднего» участника олимпиады, как она должна выглядеть. При условии, что ребенку хотя бы не задурили голову.
Еще процентов 10-15 дает дополнительная подготовка. Кто больше занимается, у того и результаты выше. Это ведь везде так?
И еще 10-15% — Ее Величество Удача. Без этого тоже никуда …
Я не думаю, что сын набрал бы 100 баллов, реши он еще пару олимпиад. Но также я уверен, что даже не выспавшись, он не набрал бы меньше 85-90 баллов. Согласно же официальной статистике, процент набравших такое количество составляет менее 1% …
Идея все та же: если поиграть олимпиадной статистикой, мы обнаружим количественное подтверждение приговору официальной системе образования. Отнюдь не конкретному ребенку, который при правильном обучении может и должен быть успешным.
Не каждый может стать чемпионов мира – он единственный.
Гроссмейстером могут стать уже тысячи.
Мастеров спорта много больше …
Олимпиада Кенгуру в этой аналогии – 3-й разряд, выполнить который может буквально каждый. А если не получается – вопросы к тренеру, не к учащемуся.
Спасибо за вашу статью Виктор. Вышли мысли вдохновляют меня больше вникать в себя и находить пути развития моих детей. Благодарю за время, которое вы посвятили всем вашим статьям и видео, и книгам. Вопрос: Вы отдаете своего сына в общественную школу или обучаете только дома «home school»?
Как вы конкретно обучаете сына математике с ранних лет, так что он имеет хорошее и главное правильное понимание предмета, которое помогло ему получить 100 баллов?
Спасибо, Александр, за теплые слова.
Насчет 100 баллов, как он их набрал … Он подвел меня! Конкретно!
Я написал в предыдущем комментарии, что статистически маловероятно, что он наберет 100 баллов во второй раз. Но он набрал …
Если серьезнее, то мое отношение к «баллам» и «оценкам» следующее.
Когда я еду в поезде к определенному заранее пункту назначения, то за окном мелькают разные пейзажи. Некоторые более приятны взору. Иные — менее. Но все это — за окнами. А я двигаюсь к пункту назначения.
Что бы Вы выбрали: успех в школе и неуспех
в жизни, как у большинства «отличников» или наоборот: как, например, у Менделеева — троечника по химии или Чехова — школьного хулигана (с точки зрения учителей)?
Мой выбор понятен из написанного на сайте.
При отсутствии прямой корреляции с успешностью в жизни и присутствия оной с провалами в здоровье и энергетике нужно быть полным идиотом, чтобы ориентироваться на оценки. Пусть даже и на баллы олимпиад Это просто «side effect», побочный продукт правильного обучения, который вполне мог и не образоваться в это время и в этом месте …
Учится ли сын в общественной школе? Это Вы, Александр, хорошо сказали, в духе этого сайта! Определение «общественный» у меня ассоциируется с определенными «заведениями».
Школа уже несколько лет не учит. И это не метафора, не преувеличение. Это факт.
На вопрос «Как», Александр, я не могу ответить коротко. А длинно постараюсь ответить в он-лайн курсе понимания http://math.butorov.ru/, который, я надеюсь, все-таки запущу с нового года. Третий раз уже надеюсь …
В спорте у меня самая удачная попытка была вторая, а иногда — третья. Так что, этот раз курс я все-таки запущу!
Еще раз спасибо, Александр, за внимание к сайту и Ваше намерение обучать собственных детей. В конце концов, если не Вы — то кто?..