«Эмоция таится в промежутке
между позывом и его удовлетворением »
О. Хаксли
Если Вам, уважаемый коллега, приходилось:
·Обучать других людей;
·Убеждать близкого человека принять Вашу точку зрения,
то, скорее всего, Вы осведомлены о том, что такое «эмоции», и вероятно, даже о том, что такое негативные эмоции .
А ведь негативные, отрицательные эмоции это именно то, что не позволяет нам хотя бы взглянуть на предмет. Это отрицающие эмоции, буквально — эмоции «ненавидящие».
А возможно ли что-то понять, если даже не смотреть на это? Будь то другая точка зрения (в случае с близким человеком) или школьный образовательный предмет.
Переговорщики: эмоциональные посредники
Сейчас век конфликтов. К сожалению, это так.
А каждая драма выводит на сцену своих персонажей.
На современной социальной сцене в соответствие с логикой развития сюжета появилось новое действующее лицо: «переговорщик». Термин, уже ставший привычным, благодаря усилиям просвещенных СМИ.
Кто такой переговорщик и в чем его главная функция?
Прежде всего, это человек, не вовлеченный в конфликт непосредственно, не испытывающий, поэтому, сильных отрицательных эмоций. Способный видеть то, что происходит и, благодаря этому, находить пути выхода из конфликта. Чаще всего, очевидные.
Можно сформулировать иначе: переговорщик принимает эмоциональный удар на себя, сохраняя конфликтующие стороны «неповрежденными». Он служит своего рода, эмоциональной прокладкой. В точности, как демпфирующая прокладка в технике.
Современная техника: в помощь преподавателю
Вы, конечно, представляете, что такое демпфирующая, противоударная прокладка.
В общем случае, это элемент, изготовленный из податливого материала, размещенный между двумя более прочными деталями.
Цель прокладки – принимать на себя избыточные деформации и снижать концентрацию напряжений, неизбежно возникающую при работе.
·… Напряжения в металле это своего рода механические эмоции. Избыточная концентрация напряжений разрушает механизм, не позволяет осуществиться главной функции механизма…
Полная аналогия того, что происходит в школьном образовании.
·Эмоциональные отношения учителя и ученика деформируют психику обеих сторон, не позволяя осуществиться главному: процессу обучения.
Создание идеальной механической конструкции без демпфирующих элементов – практически неразрешимая задача. Это было известно любому деревенскому мужику сотни лет назад.
Еще менее разрешимая задача — обучение школьных учителей искусству общения с детьми. Но для современных светил педагогической науки Истина сия велика есть…
Так что же делать? Ведь делать-то что-то нужно …
Школьная образовательная прокладка
Я представляю себе Вашу эмоциональную реакцию, уважаемый коллега, когда после всего написанного выше Вы прочитаете написанное ниже!..
Итак, барабанная дробь:
если в процессе непосредственного межличностного контакта учителя и ученика возникают негативные эмоциональные реакции, главная причина которых – столкновение двух эго, то, возможно, стоит подумать о введении в процесс обучения своего рода эмоциональной прокладки.
Например, хорошего учебника, обучающего курса, при грамотном использовании которых обучение трансформировалось бы в самообучение. Ведь если нет другой личности – нет и эмоций!
Круто, правда?
«Открыл Америку!.. И стоило из-за такой банальности огород городить?!», — с некоторым раздражением заметите Вы …
Но Бог кроется в деталях, так же, как и Его визави.
Попугай, который выжил
Если между деталями из мягкой стали разместить прокладку из более прочного титана, то такое «рацпредложение» в короткие сроки разнесет весь механизм на куски.
Если в школьном образовании использовать учебники и методы, которые сегодня широко внедрены в школьную систему, то:
·обучение не только не трансформируется в самообучение,
·оно прекратится вообще.
Что мы с Вами и имеем несчастье наблюдать.
… Гиревая гимнастика позволяет
·либо укрепить тело
·либо порвать связки.
Один и тот же, вроде бы, процесс, но как сильно разнятся достигаемые результаты …
Кстати, о попугаях.
Намедни мой сын выполнял домашнее задание по русскому языку. А наглый попугай Степашка, сидевший рядом, втихую грыз страницы учебника. В результате сего неправедного действия попугай отравился, но, к счастью, все-таки выжил.
И это НЕ шутка, а факт.
Так же, как не является шуткой тот факт, что в результате информационно – образовательного несварения большинство детей уже к 3 – 4 классу перестают воспринимать школьную программу. И правильно делают.
Поэтому, обратимся к нюансам, которые могут превратить процесс обучения в нечто более работоспособное …