Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания.
Уильям Джеймс

Причина школьного непонимания математики или против ветра на всех парусах ...

/ Просмотров: 1685
Причина школьного непонимания математики или против ветра на всех парусах ...

Я гарантирую: 99,99% детей способны понять школьную математику, так же, как и любой другой предмет.

Подчеркну еще раз: я гарантирую.

Однако, существующая картина школьной успеваемости как будто противоречит этому утверждению?..

Обычный вопрос, звучащий из уст посредственностей: "Ты что, один такой умный, а все остальные - дураки?"

Мой обычный ответ:

"Да, я умный, а большинство - дураки. (И заметьте, я не сказал "Все")". Неспособность большинства генерируется системой, с которой они психологически слиплись. Системой, в которой даже умные учителя часто действуют не лучшим образом".

Почему?

Потому, что система всегда сильнее "составляющих". "Закон нормального распределения" почти мистически стягивает их "в кучу".

  • ... Неумело управляемый парусник становится частью стихии и его сносит ветер. И, чем больше поставлено парусов, тем сильнее его сносит ...
  • ... И чем больше стараются некоторые родители, нанимая репетиторов - этих "Лоцманов школьного образования"cheese - тем, зачастую, хуже оказываются результаты.
  • И, чтобы Вы поняли, в чем тут суть, я расскажу пару историй совсем из "другой оперы".

    "Самообразование" в Южно-Китайском море

    ...Более десяти лет назад, будучи в Таиланде (Патайя), я решил научиться кататься на парусной доске (виндсерфинг).

    Улыбчивый таиландец отдавал парусные доски в аренду за чисто символическую плату - рублей 150. Вот краткое описание моих первых попыток управления парусной доской...

    Мое самообразование на воах

  • ... Я забирался на доску из воды, судорожно балансируя, вставал на нее, хватался за веревку, тянул на себя мачту с парусом и тут же падал по другую сторону доски.
  • Снова вскарабкивался, снова тянул веревку с пятиметровым парусом (не лучший вариант для новичка), хватался за мачту, пытаясь удержаться "на плаву" и снова падал ...
  • Иногда что-то с чем-то совпадало и мне удавалось проехать на доске несколько метров и я опять падал.
  • После часа такого "обучения" я, совершенно измотанный, со стертыми ладонями, дрожащими ногами и характерной болью в области пресса вплавь отправлялся к берегу откуда наблюдал (почти с чувством отчаяния и полной беспомощности), как улыбчивый таиландец вставал на свой сёрф прямо с берега и, спокойно лавируя между буйков и резвящихся в воде отдыхающих, подъезжал к моей доске, брал ее на буксир и также улыбаясь, возвращался к берегу ...

    Иллюзия очевидности

    "Что особенного знает и умеет этот щуплый пацан, чего не знаю или не умею я!?", - молча восклицал я. "Что, я - слабее его? - не смешите мои тапочки". "Что, у меня не такая спортивная подготовка. как у него?", - тот же ответ. "Почему он может стоять на доске, держась за парус, а я - нет?" "Чего такого я не замечаю? Весь процесс - как на ладони, вот он, прямо передо мной, спокойно поворачивает против ветра ..."

    (Сейчас я думаю, что если бы тот таиландец, стоя на берегу, выставлял мне "плохие оценки" за каждое падение, то, возможно, он навсегда застраховал бы меня от дальнейших попыток научиться этому интересному и приятному времяпровождению на воде).

    Но мне оценок не ставили ...

    Поэтому, через пару лет, уже в Турции (Кимер) я решил все-таки понять, что я не понимаю.smile

    Обучение с инструктором

    На этот раз я нанял инструктора Марата.

  • $200 за 5 занятий.
  • "И что, через 5 занятий я поеду?", выразил я недоверие.

    "Может через 3", - ответил Марат.

    Два дня под его окрики (не всегда цензурные red face ) я кувыркался тем же способом, что и в Таиланде. На третий день, Марат, который крутился вокруг меня на своей доске вдруг заорал: "Выпрями все!". Силы уже были на исходе и я просто подчинился. Дальше произошло то, что всегда происходило с теми, кто обучался виндсерфингу правильным образом: я "поехал" ...

    На четвертый день я научился поворачивать, а потом ... стал получать удовольствие от процесса.kiss

    Правильно то, что "наоборот"

    Я получал удовольствие и думал о том, как днем раньше:

  • напряженно вглядывался в береговой флаг, пытаясь рассчитать направление ветра, чтобы правильно расположить парус. Вместо того, чтобы просто отпустить мачту на веревке, чтобы парус сам встал по ветру.
  • Какие усилия я прилагал, пытаясь балансировать на доске, задаваясь вопросом "Насколько же сильные ноги нужны виндсерфингисту!..grin". Вместо того, чтобы просто встать в центре доски на прямых ногах, держась за мачту прямыми руками - практически без усилий ...
  • Почему, несмотря на весь мой спортивный опыт, я не смог увидеть этих простых вещей!? А вместо этого "думал", "напрягался", "старался"..
  • В очередной раз я получил подтверждение давно известной мне истины:

    если нечто требует слишком больших усилий, то убедись, что ты не долбишься в стену рядом с открытой дверью.

    Слишком большие усилия при несоизмеримой отдаче - верный признак неправильного подхода.

  • Если движение происходит в неправильном направлении, то каждый шаг, каждая единица приложенного усилия пожирает ресурсы, отдаляя от цели.
  • Каждый дополнительный парус, поднятый на плохо управляемой лодке в надежде двигаться быстрее,только усугубляет положение.
  • Каждый оплаченный час работы репетитора - "частицы системы школьного образования", натаскивающего на оценку, - чаще всего, отдаляет от понимания и создает стойкое отвращение к учебе.
  • "В другой раз не будь таким дураком" -

    сказал я себе, когда после 50-ти решил заняться боксом .

    Поэтому я сразу нанял тренера Ваню, мастера спорта международного класса, неоднократного чемпиона России ...

    Обучение с тренером Ваней

    И в очередной раз удивился ... все, что является привычно - очевидным крайне редко оказывается эффективным. И, "стараясь", "прилагая усилия" в неправильном направлении, дорогу к счастью не проложишь ...

    (Когда же наконец я пойму, что это - Закон - и перестану удивляться grin):

    На первой же тренировке я услышал (и сразу "понял" наставление Мастера, сказанное в очень доходчивой форме red face ): "Забудь о руках вообще! Руки - это х... Главное - ноги!"

    А потом мне потребовался примерно год, только для того, чтобы избавиться от ловушки очевидности и действительно понять, что "бьют" в боксе ногами, а расслабленные руки "летят" в цель ...

    ... Наблюдая иногда за тренировками "боксеров" в парке, я с грустью отмечаю, что каждый "вложенный" ими джоуль работы рассеивается в виде тепла, создавая иллюзию тренировки и закрепляя неэффективные двигательные стереотипы ...



    Какой урок вынес я из этих эпизодов?

  • Существует огромная разница между привычными вещами, которые кажутся правильными и теми, что эффективны и правильны на самом деле. И эта разница не стирается "стараниями" и "усилиями", как неправильно написанное слово - ластиком. Она стирается изменением образа действий.

  • "Можно было бы и посерьезнее ..."

    Конечно.

    Я мог бы привести более серьезные примеры из своего бизнеса, научной и преподавательской деятельности. Но они были бы менее понятны и более скучны.

    А скука - первый признак и главный враг эффективности.

    Я закончу тем, с чего начал:

    я уверен и знаю из опыта: абсолютное большинство людей способны понять математику и любые другие школьные предметы. Если их учить правильным образом.

  • ... Инструктор Марат может научить каждого желающего, заплатившего ему $200, кататься на парусной доске.
  • ... Тренер Ваня может научить любого желающего правильно боксировать (также за определенную, вполне справедливую плату).
  • НО большинство школьных учителей не способны научить большинство детей понимать математику! Ни за какую плату, между прочим ... Потому, что плата - это "компенсация за". Но что, если компенсировать нечего?

    И, если говорить прямо - лучше бы они и не пытались: каждый час такого "обучения" в большинстве случаев создает у детей стойкий и неизлечимый синдром отторжения любого обучения вообще!

    Грустная официальная статистика: к 5 классу 2/3 детей теряют интерес к учебе и начинают саботировать школу ... sick

    О чем это говорит эта статистика, "Закон больших чисел"?

    Неправильное направление.

    Усилия, сжигающие ресурсы и создающие усталость, мало что предоставляющие взамен. Если не считать синдрома обученной беспомощности и неуверенности в себе, привитой на всю последующую жизнь ...

    Ситуация, в которой трудно найти крайнего ... потому, что "крайним" является СИСТЕМА.

    Традиционные "Кто виноват?" и "Что делать?"

    Вернитесь к предыдущей статье и посмотрите инфографику: там есть ответ на первый вопрос.

    И попробуйте понять главное: проблема не в детях.

    Пока Вы думаете определенным образом - Вы продолжаете делать определенные вещи.

  • Предполагая, что это ребенок не понимает математику (вследствие недостатка способностей или что-то вроде этого) Вы добавляете парусов к лодке, которая итак неуправляема.
  • Ругая ребенка, заставляя его "быть внимательнее, стараться", нанимая бестолкового репетитора (учителя, который часто просто не умеет учить) ... Вы "газуете" в неправильном направлении.
  • И время обязательно предоставит Вам подтверждения этого.

    Потом.

    "Хорошо, но что тогда делать сейчас?"

    Неправильное направление обучения

  • Понять, что направление ложное - не так уж и мало. Это много. И для некоторых вполне достаточно, чтобы достичь успеха.
  • Читайте этот сайт, здесь я: "Отсекаю лишнее"; расставляю указатели "Эй, гражданина! Ты туда не ходи, сюда ходи! А то снег башка попадет! Совсем мертвый будешь!".

    Изучайте книги тех кто действительно умеет учить, например, Виктора Федоровича Шаталова, гениального русского учителя.

    Если Вы мотивированы, сообразительны и займетесь вопросом заранее - все получится.

  • Для других ... поняв, что направление неправильное и поняв, что самостоятельно курс в отведенное время не выправить, ищите "Марата" или "Ваню". (Как сделал когда-то я). Вы заплатите не временем, а деньгами, но - получите результат.
  • Для третьих, то есть для большинства ... Без вариантов. Ходите в школу.

  • Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.