Я гарантирую: 99,99% детей способны понять школьную математику, так же, как и любой другой предмет.
Подчеркну еще раз: я гарантирую.
Однако, существующая картина школьной успеваемости как будто противоречит этому утверждению?..
Обычный вопрос, звучащий из уст посредственностей: «Ты что, один такой умный, а все остальные — дураки?»
Мой обычный ответ:
«Да, я умный, а большинство — дураки. (И заметьте, я не сказал «Все»)». Неспособность большинства генерируется системой, с которой они психологически слиплись. Системой, в которой даже умные учителя часто действуют не лучшим образом».
Почему?
Потому, что система всегда сильнее «составляющих». «Закон нормального распределения» почти мистически стягивает их «в кучу».
И, чтобы Вы поняли, в чем тут суть, я расскажу пару историй совсем из «другой оперы».
«Самообразование» в Южно-Китайском море
…Более десяти лет назад, будучи в Таиланде (Патайя), я решил научиться кататься на парусной доске (виндсерфинг).
Улыбчивый таиландец отдавал парусные доски в аренду за чисто символическую плату — рублей 150. Вот краткое описание моих первых попыток управления парусной доской…
После часа такого «обучения» я, совершенно измотанный, со стертыми ладонями, дрожащими ногами и характерной болью в области пресса вплавь отправлялся к берегу откуда наблюдал (почти с чувством отчаяния и полной беспомощности), как улыбчивый таиландец вставал на свой сёрф прямо с берега и, спокойно лавируя между буйков и резвящихся в воде отдыхающих, подъезжал к моей доске, брал ее на буксир и также улыбаясь, возвращался к берегу …
Иллюзия очевидности
«Что особенного знает и умеет этот щуплый пацан, чего не знаю или не умею я!?», — молча восклицал я. «Что, я — слабее его? — не смешите мои тапочки». «Что, у меня не такая спортивная подготовка. как у него?», — тот же ответ. «Почему он может стоять на доске, держась за парус, а я — нет?» «Чего такого я не замечаю? Весь процесс — как на ладони, вот он, прямо передо мной, спокойно поворачивает против ветра …»
(Сейчас я думаю, что если бы тот таиландец, стоя на берегу, выставлял мне «плохие оценки» за каждое падение, то, возможно, он навсегда застраховал бы меня от дальнейших попыток научиться этому интересному и приятному времяпровождению на воде).
Но мне оценок не ставили …
Поэтому, через пару лет, уже в Турции (Кимер) я решил все-таки понять, что я не понимаю.
На этот раз я нанял инструктора Марата.
«И что, через 5 занятий я поеду?», выразил я недоверие.
«Может через 3», — ответил Марат.
Два дня под его окрики (не всегда цензурные ) я кувыркался тем же способом, что и в Таиланде. На третий день, Марат, который крутился вокруг меня на своей доске вдруг заорал: «Выпрями все!». Силы уже были на исходе и я просто подчинился. Дальше произошло то, что всегда происходило с теми, кто обучался виндсерфингу правильным образом: я «поехал» …
На четвертый день я научился поворачивать, а потом … стал получать удовольствие от процесса.
Правильно то, что «наоборот»
Я получал удовольствие и думал о том, как днем раньше:
В очередной раз я получил подтверждение давно известной мне истины:
если нечто требует слишком больших усилий, то убедись, что ты не долбишься в стену рядом с открытой дверью.
Слишком большие усилия при несоизмеримой отдаче — верный признак неправильного подхода.
«В другой раз не будь таким дураком» —
сказал я себе, когда после 50-ти решил заняться боксом .
Поэтому я сразу нанял тренера Ваню, мастера спорта международного класса, неоднократного чемпиона России …
И в очередной раз удивился … все, что является привычно — очевидным крайне редко оказывается эффективным. И, «стараясь», «прилагая усилия» в неправильном направлении, дорогу к счастью не проложишь …
(Когда же наконец я пойму, что это — Закон — и перестану удивляться ):
На первой же тренировке я услышал (и сразу «понял» наставление Мастера, сказанное в очень доходчивой форме ): «Забудь о руках вообще! Руки — это х… Главное — ноги!»
А потом мне потребовался примерно год, только для того, чтобы избавиться от ловушки очевидности и действительно понять, что «бьют» в боксе ногами, а расслабленные руки «летят» в цель …
… Наблюдая иногда за тренировками «боксеров» в парке, я с грустью отмечаю, что каждый «вложенный» ими джоуль работы рассеивается в виде тепла, создавая иллюзию тренировки и закрепляя неэффективные двигательные стереотипы …
Какой урок вынес я из этих эпизодов?
«Можно было бы и посерьезнее …»
Конечно.
Я мог бы привести более серьезные примеры из своего бизнеса, научной и преподавательской деятельности. Но они были бы менее понятны и более скучны.
А скука — первый признак и главный враг эффективности.
Я закончу тем, с чего начал:
я уверен и знаю из опыта: абсолютное большинство людей способны понять математику и любые другие школьные предметы. Если их учить правильным образом.
НО большинство школьных учителей не способны научить большинство детей понимать математику! Ни за какую плату, между прочим … Потому, что плата — это «компенсация за». Но что, если компенсировать нечего?
И, если говорить прямо — лучше бы они и не пытались: каждый час такого «обучения» в большинстве случаев создает у детей стойкий и неизлечимый синдром отторжения любого обучения вообще!
Грустная официальная статистика: к 5 классу 2/3 детей теряют интерес к учебе и начинают саботировать школу …
О чем это говорит эта статистика, «Закон больших чисел»?
Неправильное направление.
Усилия, сжигающие ресурсы и создающие усталость, мало что предоставляющие взамен. Если не считать синдрома обученной беспомощности и неуверенности в себе, привитой на всю последующую жизнь …
Ситуация, в которой трудно найти крайнего … потому, что «крайним» является СИСТЕМА.
Традиционные «Кто виноват?» и «Что делать?»
Вернитесь к предыдущей статье и посмотрите инфографику: там есть ответ на первый вопрос.
И попробуйте понять главное: проблема не в детях.
Пока Вы думаете определенным образом — Вы продолжаете делать определенные вещи.
И время обязательно предоставит Вам подтверждения этого.
Потом.
«Хорошо, но что тогда делать сейчас?»
Читайте этот сайт, здесь я: «Отсекаю лишнее»; расставляю указатели «Эй, гражданина! Ты туда не ходи, сюда ходи! А то снег башка попадет! Совсем мертвый будешь!».
Изучайте книги тех кто действительно умеет учить, например, Виктора Федоровича Шаталова, гениального русского учителя.
Если Вы мотивированы, сообразительны и займетесь вопросом заранее — все получится.