Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
К. Прутков

Самый великий и ужасный парадокс школьного образования

/ Просмотров: 1531
Самый великий и ужасный парадокс школьного образования

«То, что в начале кажется ядом, в конце становится подобным нектару …
… То же, что в начале кажется нектаром, в конце становится подобным яду»
(БГ, 18-36,37))
«Корни образования горьки, но плоды сладки». (Аристотель)

Много лет назад я осознал, что в понимании сложных вопросов лучшим методом является образное мышление. Язык метафор, аналогий не так точен, однако позволяет проникнуть куда как глубже!.. Я убеждался в этом много раз. Может быть, захотите убедиться и Вы?

Школьное образование, школьное обучение – явно не простая тема. Похоже, Альберт Моравиа был прав: «Процент неграмотных — величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать». Хотя, это просто наблюдаемый факт.

Поэтому, давайте перейдем к метафорам и проведем численный эксперимент. Но начнем, как и полагается, издалека.

Просто о сложном – это не так просто

«Вы думаете, всё так просто?
Да, всё просто. Но совсем не так..»
(А.Эйнштейн)

Вероятно, Вам приходилось во благо своего кошелька вкладывать трудом нажитые деньги, в какой - нибудь финансовый инструмент. Например, вносить их на сберегательный счет в банке. (Мне же, в силу профессиональных обязанностей, приходилось инвестировать в куда более рискованные, однако и потенциально более доходные, инструменты).

Если это так, то Вы, слышали о сложном проценте. Если нет – не пугайтесь, я объясню по-простому. И чуть позже Вы поймете, какую связь это имеет с обучением Вашего ребенка в школе.

Допустим, Вы вложили деньги в Сбербанк под 12% годовых с ежемесячным реинвестированием процентов. smileЭто значит, что каждый месяц Вам начисляют 1% и прибавляют его к первоначальной сумме. И в конце второго месяца этот 1% начисляется уже не на первоначальную сумму, а на несколько большую – накопленную за первый месяц. Понятно, что в конце года на счету будет не (Х + 12%), а несколько больше. Если Вы, конечно, не нарушили непрерывность процесса и не изымали средства в течение года.

Условия остались прежними, однако эффект явно усилился!.. Между прочим, барон Ротшильд, называл сложный процент восьмым Чудом Света. Кажется, он не был глуп!.

Как растет трава, так незаметно растет и ребенок

Собственно, чудо в банке состояло в том, что Вы действовали согласно японской поговорке: «Быстро – это медленно, но без перерывов». И в нужном направлении – добавлю от себя.

… Вы видели когда – нибудь, как растет трава? Я тоже не видел. Но, приезжая в деревню, спустя пару недель я в очередной раз понимаю: надо косить!.. Трава и Тот, кто ее растит, явно знакомы со сложным процентом!

Поверяем школьное образование гармонией

Отец как-то спросил меня: все девушки хороши: откуда берутся плохие жены? Теперь понимаю …oh oh

Все мы рождаемся детьми, такими милыми, хорошими: почему же, спустя годы мы такие разные?

Настолько разные!?

… Итак, для целей школьного эксперимента, представим, что при рождении все мы являемся некими «единицами». Потенциально способными горы свернуть …

И вот, процесс пошел! Свой первоначальный человеческий капитал мы инвестируем в Жизнь! С помощью «финансовых советников», конечно - родителей, школьных учителей.

Каждый день, каждый месяц в нашей Жизни что-то происходит, мы чему – то научаемся.

Или не научаемся.

И, в зависимости от этого, в следующий «инвестиционный период» - день, месяц, год - переходим с уже изменившимся размером человеческого капитала.

Или не изменившимся ...

Накапливая опыт, усваивая его, мы справляемся со следующей «порцией Жизни» более эффективно.

Или менее.

И вот что происходит через несколько лет (смотри график).

Инвестирование в образование: сеем

Сколь разительно отличие! Чем бы ни являлась величина, отложенная по вертикальной оси – уровнем здоровья, счастья, образованности, зарплаты – смотря во что Вы инвестировали свой человеческий капитал – разница гигантская!!! Что, собственно, мы и наблюдаем в Жизни.

Объяснения вместо поиска причин

Момент Истины …

Смотреть на эту картину, особенно, когда Вы – ее часть, трудно и даже невыносимо. Поэтому, вместо простого взгляда и обнаружения причин, мы опускаемся до:

  • «Везет же, блин!». И далее:
  • «Все как у людей». И:
  • «Не хуже, чем у других».
  • И слепляемся с этими «другими» - такими же несчастными, как и мы. И делаем «такими же, как все» наших детей. Воспитывая их и обучая в школе …

    А все так мило начиналось … И будущее представлялось бесконечным и наполненным возможностями!.. Как разноцветный шарик - гелием … Но - лопнул шарик надежды.

    «Великий и Ужасный» парадокс обучения и воспитания

    Взглянем на график еще раз. Похоже, Конфуций оказался прав:

    «Одна картинка лучше тысячи слов».

    Что же мы видим?

    Парадокс школьного образования: пожинаем плоды

    Первоначальное накопление человеческого «капитала» происходит в детстве. Именно тогда закладываются базовые привычки, образы, которые позже выполняют роль того самого «сложного процента», сотворяющего чудеса в нашей жизни.

    Или не сотворяющего.

    Результаты в то нежное время почти не заметны.

    Люди, обученные воспринимать лишь «объективную реальность», видимую глазами, не видят ничего. Мудрость – это способность видеть вещи во времени.

    Эта невидимая, но критически важная часть человеческой жизни и есть «великий и ужасный» парадокс воспитания и школьного обучения ребенка

    .

    Ловушка состоит в том, что, результаты наших поступков видны не сразу: они проявляются «потом». Когда же результат проявился - уже мало что можно сделать. К тому же, не очевидно, что этот результат есть следствие того поступка. Течение времени все перемешивает: в нашем уме возникает концепция «случайности и/или судьбы ».

    Но правда состоит в том, что мы - сегодняшние есть результат того, что делали мы - вчерашние

    Ну, в самом деле, если бы человек точно знал, что «гоняя балду» в школе, потягивая пивко и тактильно воспринимая другие, не менее приятные аспектаы «взрослой жизни», уже годам к 30-ти он превратится в этакое «нечто». Малоподвижное физически и интеллектуально, малоинтересное, кстати, и тем, с кем он приятно «время препроводил» всего лишь 10-15 лет назад? Стал бы он делать то, что делал?


    «Кабы знала я, да кабы ведала». То, что казалось нектаром, превратилось в яд. Неожиданно быстро.

    Много лет назад я также осознал: если хочешь понять что-то важное – изложи это другому. Объясни, опиши это.

    Однако, статья эта о Великом и Ужасном парадоксе школьного образования явно затянулась.

    … Продолжение следует. На страницах этого сайта.

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.