«То, что в начале кажется ядом, в конце становится подобным нектару …
… То же, что в начале кажется нектаром, в конце становится подобным яду»
(БГ, 18-36,37))
«Корни образования горьки, но плоды сладки». (Аристотель)
Много лет назад я осознал, что в понимании сложных вопросов лучшим методом является образное мышление. Язык метафор, аналогий не так точен, однако позволяет проникнуть куда как глубже!.. Я убеждался в этом много раз. Может быть, захотите убедиться и Вы?
Школьное образование, школьное обучение – явно не простая тема. Похоже, Альберт Моравиа был прав: «Процент неграмотных — величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать». Хотя, это просто наблюдаемый факт.
Поэтому, давайте перейдем к метафорам и проведем численный эксперимент. Но начнем, как и полагается, издалека.
Просто о сложном – это не так просто
«Вы думаете, всё так просто?
Да, всё просто. Но совсем не так..»
(А.Эйнштейн)
Вероятно, Вам приходилось во благо своего кошелька вкладывать трудом нажитые деньги, в какой — нибудь финансовый инструмент. Например, вносить их на сберегательный счет в банке. (Мне же, в силу профессиональных обязанностей, приходилось инвестировать в куда более рискованные, однако и потенциально более доходные, инструменты).
Если это так, то Вы, слышали о сложном проценте. Если нет – не пугайтесь, я объясню по-простому. И чуть позже Вы поймете, какую связь это имеет с обучением Вашего ребенка в школе.
Допустим, Вы вложили деньги в Сбербанк под 12% годовых с ежемесячным реинвестированием процентов. Это значит, что каждый месяц Вам начисляют 1% и прибавляют его к первоначальной сумме. И в конце второго месяца этот 1% начисляется уже не на первоначальную сумму, а на несколько большую – накопленную за первый месяц. Понятно, что в конце года на счету будет не (Х + 12%), а несколько больше. Если Вы, конечно, не нарушили непрерывность процесса и не изымали средства в течение года.
Условия остались прежними, однако эффект явно усилился!.. Между прочим, барон Ротшильд, называл сложный процент восьмым Чудом Света. Кажется, он не был глуп!.
Собственно, чудо в банке состояло в том, что Вы действовали согласно японской поговорке: «Быстро – это медленно, но без перерывов». И в нужном направлении – добавлю от себя.
… Вы видели когда – нибудь, как растет трава? Я тоже не видел. Но, приезжая в деревню, спустя пару недель я в очередной раз понимаю: надо косить!.. Трава и Тот, кто ее растит, явно знакомы со сложным процентом!
Поверяем школьное образование гармонией
Отец как-то спросил меня: все девушки хороши: откуда берутся плохие жены? Теперь понимаю …
Все мы рождаемся детьми, такими милыми, хорошими: почему же, спустя годы мы такие разные?
Настолько разные!?
… Итак, для целей школьного эксперимента, представим, что при рождении все мы являемся некими «единицами». Потенциально способными горы свернуть …
И вот, процесс пошел! Свой первоначальный человеческий капитал мы инвестируем в Жизнь! С помощью «финансовых советников», конечно — родителей, школьных учителей.
Каждый день, каждый месяц в нашей Жизни что-то происходит, мы чему – то научаемся.
Или не научаемся.
И, в зависимости от этого, в следующий «инвестиционный период» — день, месяц, год — переходим с уже изменившимся размером человеческого капитала.
Или не изменившимся …
Накапливая опыт, усваивая его, мы справляемся со следующей «порцией Жизни» более эффективно.
Или менее.
И вот что происходит через несколько лет (смотри график).
Сколь разительно отличие! Чем бы ни являлась величина, отложенная по вертикальной оси – уровнем здоровья, счастья, образованности, зарплаты – смотря во что Вы инвестировали свой человеческий капитал – разница гигантская!!! Что, собственно, мы и наблюдаем в Жизни.
Объяснения вместо поиска причин
Момент Истины …
Смотреть на эту картину, особенно, когда Вы – ее часть, трудно и даже невыносимо. Поэтому, вместо простого взгляда и обнаружения причин, мы опускаемся до:
И слепляемся с этими «другими» — такими же несчастными, как и мы. И делаем «такими же, как все» наших детей. Воспитывая их и обучая в школе …
А все так мило начиналось … И будущее представлялось бесконечным и наполненным возможностями!.. Как разноцветный шарик — гелием … Но — лопнул шарик надежды.
«Великий и Ужасный» парадокс обучения и воспитания
Взглянем на график еще раз. Похоже, Конфуций оказался прав:
«Одна картинка лучше тысячи слов».
Что же мы видим?
Первоначальное накопление человеческого «капитала» происходит в детстве. Именно тогда закладываются базовые привычки, образы, которые позже выполняют роль того самого «сложного процента», сотворяющего чудеса в нашей жизни.
Или не сотворяющего.
Результаты в то нежное время почти не заметны.
.
Но правда состоит в том, что мы — сегодняшние есть результат того, что делали мы — вчерашние
Ну, в самом деле, если бы человек точно знал, что «гоняя балду» в школе, потягивая пивко и тактильно воспринимая другие, не менее приятные аспектаы «взрослой жизни», уже годам к 30-ти он превратится в этакое «нечто». Малоподвижное физически и интеллектуально, малоинтересное, кстати, и тем, с кем он приятно «время препроводил» всего лишь 10-15 лет назад? Стал бы он делать то, что делал?
«Кабы знала я, да кабы ведала». То, что казалось нектаром, превратилось в яд. Неожиданно быстро.
Много лет назад я также осознал: если хочешь понять что-то важное – изложи это другому. Объясни, опиши это.
Однако, статья эта о Великом и Ужасном парадоксе школьного образования явно затянулась.
… Продолжение следует. На страницах этого сайта.