Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Повесть об этом стара, но слава нетленна.
Вергилий

Ловушка очевидности или школьные спекуляции

/ Просмотров: 876
Ловушка очевидности или школьные спекуляции

Давайте пофантазируем.

... Некие тайные (но, конечно, добрые и мудрые) силы, ознакомившись с материалами этого ресурса, пригласить меня в круг своей масонской ложи.cool smile

Как и положено, с завязанными добровольно глазами, меня провели в некое тайное, место.

После совершения таинства меня, вновь обращенного, вывели наружу, дабы я мог продолжать сеять "разумное, доброе, вечное"

Вопрос: был ли я там. где я только что был?

... Эта длинная статья, рассчитанная на внимательного читателя, об одной из самых коварных ловушек ума, делающих официальное школьное образование фатально неэффективным ...

Счастливый случай

Менее очевидный вопрос:

- Есть ли у меня то, чем я не могу воспользоваться?

- Был ли я там, куда не знаю дороги?

Ювелирная лавка образования

  • Что для меня - посещение ювелирной лавки в Каире, где я увидел однажды драгоценное ожерелье по очень сходной цене, но не решился его купить? А назавтра, возжелав его, не смог найти того ювелира, затерянного в огромном городе ...
  • Билл Гейтс несколько лет назад за $20000 приглашал отобедать в его доме. Если бы нам случилось побывать на том званом обеде - могли бы мы говорить об этом иначе, как о случайном эпизоде?
  • Или - еще более провокационно: если мне случилось однажды увидеть портрет Джоконды означает ли это, что я - Леонардо?
  • ... И, при этом, совершенно очевидно, что я:

  • держал ожерелье,
  • обедал с Биллом и
  • любовался Моно Лизой.
  • Что-то здесь не так ...

    История, которая не учит

  • Что полезного смог бы я извлечь из посещения ювелирной лавки в арабском городе? Возможно, только то, что не стоит откладывать важные решения. Но этот вывод не относится к "знанию" о местонахождении лавки и ее ассортименте ...
  • Как мог бы я воспользоваться воспоминаниями о посещении Лувра, случись мне однажды оказаться в роли художника?
  • Или еще более провокационно:
  • как я могу использовать воспоминания о школьном образованииgrin, на которое, в отличие от упомянутых эпизодов, угрохал не несколько часов, а несколько лет жизни?

    В обоих случаях ответ очевиден: "Никак".

    Разве что, для приятных воспоминаний и рассказов детям и внукам.

    Примеры выглядят банальными, однако, таковыми не являются ...

    ... Спустя несколько месяцев эта метафора проявилась в изучении школьной методики решения задач - довольно конкретно ...

    Эффект хлебных крошек

    Если мы раскрошим булку хлеба, а крошки беспорядочно разбросаем, то будущий исследователь,как ни старайся, не сможет понять, что это было: батон, коржик или простой сухарь. Разве что догадается, что искромсали на части нечто полезное.

    Хлебные крошки школьного образованияШкольные знания напоминают мне искромсанную на куски информацию.

    Нечто полезное, несомненно, присутствует, но что с этим делать - непонятно. Особенно, когда часть крошек склевали птицы, а часть полезной информации изъяли из школьной программы и заместили "Окружающим миром" Плешакова, в котором "Ум живет в мозгах".shut eye

    Разорванные картинки с выставки

    Школьная программа напоминает мне "Картинки с выставки" Мусоргского.

    Однако, если Модест Петрович рисовал свои "картинки" с душой и получились они поэтому весьма гармоничными, то школьные "живописцы" творят иные образы...

    Если вместо метафоры хлебных крошек использовать образ разорванного полотна прекрасной картины, то получится то, что надо!..raspberry

    Учителя - спекулянты

    "Спекулянт" изначально означало "размышляющий, высматривающий". Позднее термин стали употреблять для обозначения деятельности, связанной с принятием на себя будущих рисков. Любой бизнесмен - спекулянт, поскольку принимает на себя риск неопределенности. При этом

    риск он принимает на себя,

    а налоги платит - чиновникам.

    ... Однако, с течением времени смысл изменился.

  • Рискующие "спекулянты", создающие блага цивилизации, исправно платят налоги.
  • Чиновники, успешно "осваивающие" бюджет, обвиняют спекулянтов во всем, в чем не принято обвинять чиновников.
  • ... Любой учитель - спекулянт: он принимает риск неэффективности обучения. Учитель размышляет и действует так, чтобы достичь цели обучения.

    "Рубль обвалили спекулянты".

    Не коррупция или малограмотная экономическая политика чиновников, а именно - спекулянты. Как домик Ниф-Нифа, построенный из соломы, обвалился после выдоха волка.

    Воистину, спекулянты - сила, выше которой в стране не существует . cheese

    А кто обвалил российскую систему школьного образования?

    Спекулянты образования и экономики

    Если следовать этой же логике - то учителя, эти спекулянты, наживающиеся на бедах народонаселения.cool grin. Иногда - буквально.

    Похоже, смысл в очередной раз изменился cheese: учителя, призванные рисковать и добиваться результатов, превратились в чиновников. Их главными инструментами стали

  • выставление оценок и
  • взимание "репетиторских податей".
  • С кого?

    С тех, кто принимает на себя риски реальной экономики, платит налоги и ... обучает детей.

    То есть - с родителей.

    Как тут не вспомнить:

    "Все возвращается на круги своя"

    А "Очевидное превращается в невероятное" ...

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.