Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Это великолепные золотые часы на цепочке. Я горжусь ими. Их продал мне мой дедушка, когда лежал на смертном одре.
Вуди Аллен

Внимание и Понимание (Дети как Йоги ...)

/ Просмотров: 1170
Внимание и Понимание (Дети как Йоги ...)

Легкость, с которой школьные учителя навешивают на детей ярлыки обратно коррелирует с их способностью обучать.

"У меня легкость необыкновенная в мыслях"
"Ревизор"

А некоторые родители с той же легкостью попадают в силки, расставленные лжепедагогами и столь же "квалифицированными" школьными психологами.

Один из школьных мифов - миф о недостатке внимания. Миф, "объясняющий" массовую безграмотность.

Давайте вместе развеем его прах в пространстве понимания.

C больной головы на здоровую

Современная педагогика грешит "синдромом больной головы".

Чего стоят такие "болезни", как "дискаунтинг", или "синдром недостатка внимания и гиперактивности" (т.н. СНВГ - я вернусь к этому позже).

Но вот что мне интересно: я, взрослый человек, занимающийся психологией "с молодых ногтей", узнал о массовом распространении этих "заболеваний" и их "причинной сути" сравнительно недавно ...

Как раз тогда, когда школьное образование развалилось.snake

Как говорили пацаны в моем детстве: "Кто как обзывается, тот так и называется!"

И - в очередной раз прошу Вас: не путайте ироничную форму с серьезностью содержания. Тем более, что дальше будет серьезнее ...

Супервнимание: индийский йог - отличник образования

Я заинтересовался вопросами внимания достаточно рано ...

Классе в седьмом, роясь в библиотеке, я натолкнулся на книжку, в которой был описан чудесный случай из жизни индийских йогов.

Англичане-колонизаторы встретили в индийском захолустье Мастера йоги, сумевшего поразить их надменное англосаксонское воображение.

Йог, впервые услышавший английскую речь, был способен в точности повторить десяток английских слов, а потом - столь же легко - воспроизвести их в обратной последовательности звуковых символов ...

Истоки теории Эльконина - Давыдова

Индийский Йог - Даниил Давыдов

Видимо, г-н Эльконин, продавивший внедрение фонематических обучающих программ и разрушивший понимание школьниками русской словесности, тоже читал эту историю cheese

Конечно, это только предположение.

Так же, как не более, чем предположением является данное о том, что "внимание" - это вроде отдельного органа, который у большинства школьников недоразвит. И который, подобно руке, позволяет ухватить что-нибудь и затащить себе в рот.

Однако, если в случае с Элькониным, мое предположение имеет если не логическую, то хотя бы ассоциативную основу, то в случае со вниманием ...

Природа человеческого внимания ...

От непросвещенных мнений светил народного просвещения обратимся к взглядам более профессиональных психологов.

"Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов".

"Внимание — избирательная направленность восприятия ... Оно выражается в отношении человека к объекту и обусловлено его интересом и потребностями"

...Тема весьма обширная, поэтому сосредоточимся на вопросе, означенном в теме статьи.

Природа человеческого понимания

"Понимание — это мыслительная операция усвоения новой информации и включения её в существующую систему идей и представлений человека".

"Понимание - это, преимущественно, результат смыслового восприятия". Способность проникать в смысл.

...И природа смысла

"- А что, отец,... невесты у вас в городе есть?
- Кому и кобыла невеста"
12 стульев

Смысл "расставляет" отдельные факты по местам, делает их частью общей картины, .

Или, как говорят философы, вводит отношения "часть-целое".

Смысл глубоко индивидуален и связан с уже имеющимися знаниями и представлениями.

То, что для одного осмысленно, для другого - полная ахинея.

Этимология слов "внимание" и "понимание"

Слово нимание" образовано от "вънимати" (старославянск.) – "слушать", с помощью приставки вън ("в") и глагола имати"брать".

Слово "Понимание", как несложно увидеть, имеет ту же семантическую основу.

А всякую ерунду внутрь головы засовывать совершенно не хочется: все-таки важный орган grin

И мне кажется, что некоторые из Читателей уже начинают догадываться, в чем тут суть ...



Правда, странно ?..

  • Когда говоришь простым языком, все кажется понятным, но немного несерьезным.
  • Когда переходишь на язык "серьезный" ... все становится таким важным, но ... не совсем непонятным...
  • Педагогическая избушка на курьих ножках

    Понимание - это и есть способность переводить запутанные представления на простой язык. Свой собственный или язык другого человека - когда речь идет об обучении.

    Способность "вбирать" органично "встраивать" новые данные в систему имеющихся понятий и представлений.

  • И это сильно отличается от "натаскивания", столь милого сердцу большинства школьных репетиторов.
  • "Пирамида понимания" сильно отличается от "педагогической пирамидки на курьих ножках",cool smile которая поворачивается к ребенку задом и природа которой весьма неустойчива.
  • Из-за отсутствия единого смыслового стержня составляющие легко рассыпаются.

    Как внимание ребенка на уроках.



    У ребенка плохое внимание?

    Что делать, если у ребенка "плохое внимание"?

    Призывы "быть внимательнее" и угрозы "плохой оценки" не помогают. Голова - такой орган, куда можно проникнуть только по согласию ее носителя.

    Невнимательный ребенок

    ... Никто из нас не испытывает проблем с удержанием внимания на вещах понятных и представляющих практический интерес. Но для того, чтобы воспринять бессмысленную информацию требуется быть Йогом Высшей Квалификации.cheese

    Внимание - не самостоятельно работающий "орган".

    Для того. чтобы было внимание требуется понимание.

    Управлять вниманием ребенка очень просто, если понимаешь эти основы.

  • Но что делать, если Эльконин, обчитавшись когда-то популярной литературой по йоге, разработал и массово внедрил "фонематические" программы обучения чтению?
  • Что делать, если большинство детей плохо понимает прочитанное (официальная статистика), "озвучивает графические символы" (Эльконинское научное откровение), вместо того, чтобы осмысливать прочитанное (понятийное мышление)?

  • Заметим между строк, что само слово "Текст" (лат.: textus) означает «связь», «соединение», «ткань». Это связная, осмысленная последовательность символов. Образное представление осмысленного содержания. Отнюдь, не музыкальные ноты (по образному выражению Людмилы Ясюковой.)


  • Что делать, если учителя (большинство из них), не имея представления о том, как научить понимать, выдумывают все новые "болезни", которые сами же и "лечат", занимаясь репетиторством?
  • ... Ладно, статья все равно затянулась, поэтому - продолжим.

    Примитивное репетиторство

    Как мы уже видели, прояснение терминов ведет к пониманию, расставляя все на свои места. Буквально.

    "Репетиторство" направлено на "повторение пройденного" - по определению. Встречаются исключения, но они редки. "Пулей" рекламного объявления репетитора является: "педагогический стаж ...100 лет".

    Стаж чего именно?

    Учителя, репетиторы в лучшем случае, да и то нечасто, могут объяснить. Но объяснение ... Давайте снова обратимся к профессионалам. Это скучновато, но бывает полезно для понимания ...

    "...Понимание нового происходит в процессе определенной мыслительной деятельности ... При повторном обращении субъекта к познавательной ситуации ... понимание совершается без актуального участия мышления. Это понимание - вспоминание".
  • Это то, на что все больше направлен школьный процесс.
  • Это то, что профессионалы, улавливающие суть, называют "натаскиванием".
  • И это то, что я более метафорично называю "педагогической пирамидкой на курьих ножках".
  • Горе без ума

    Горе без ума: педагоги против СДВГ

    И это тот процесс, который вызывает так называемый "дефицит внимания", "невнимательность детей", с которой борется все педагогическое сообщество в союзе с неосведомленными родителями.

    ... Если Вы хотите воспитать Йога Высшей Квалификации, то Вам придется следовать практикам, с которыми Вы, скорее всего, не знакомы.

    Но если цели более простые и практичные, то работать с вниманием ребенка следует через понимание.

    И каждый шаг в этом направлении будет напоминать снежный ком: понимание будет положительно влиять на внимательность, облегчая дальнейшее понимание. И не только, кстати, школьных предметов.



    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.