Маргарин – это масло для тех,
кто не может позволить себе масло
Кажется, французская поговорка
Да что я, в самом-то деле, привязался к этому элитному образованию?!
А то, что цель этого сайта — сформировать и описать систему образования ребенка, которую мог бы взять любой родитель. И предоставить своему ребенку действительно элитное, то есть лучшее, образование. Ну, скажем мягче: любой желающий родитель. И образование лучшее, чем способно предоставить абсолютное большинство общеобразовательных школ, работающих в деградировавшей среде современного школьного образования. В том числе и «элитного»,
И, поэтому,
-
Во-первых, я провоцирую тех, кто является организатором и исполнителем современного школьного, в том числе т.н. элитного образования. Подставляюсь. Как в боксе: спортсмен более высокого уровня иногда специально «подставляется», чтобы затем «встретить» менее опытного оппонента. Великолепный Рой Джонс любил иногда поиздеваться таким образом. Он даже на некоторое время прятал обе руки за спину. А потом «ложил» соперника.
Ситуация в образовании зашла так далеко, что тут и бояться нечего. А повеселиться можно. Любые попытки оправдать, обелить все более (именно так – все более) деградирующую школьную систему могут привести лишь к «авто нокауту».
-
·Во-вторых, когда мне под видом масла предлагают в обертке от масла совсем другой продукт – я выражаю несогласие. А ситуация со школьным образованием именно такова.
Это тот случай, когда обнаружив и удалив несоответствующие ингредиенты, мы постепенно начинаем улавливать вкус продукта настоящего.
Ядовитый пудинг школьного образования
… Подлость ситуации состоит в том, что «пока не попробуешь – не узнаешь». Но когда попробуешь, будет уже поздно: отравишься. «Школьное обучение ребенка – это эксперимент, который не суждено провести дважды». Поэтому хотелось бы узнать вкус пудинга, не пробуя его. И подобно попугаю Хазанова крикнуть: «Люди! В элитных школах детям не докладывают образования!». А частенько и вообще подсовывают всякую дрянь.
Поэтому зайдем в элитную школу с черного входа
Школьное образование – это бизнес
В чистом виде бесплатного среднего образования в стране уже нет. Вы все равно будете платить, вопрос только: сколько и за что. Образование превратилось в бизнес. А в бизнесе присутствуют две стороны: поставщик услуг и покупатель. И кто из них заказывает «меню» — вопрос не такой очевидный.
Взглянем же на обе стороны образовательной сделки. И если Вам не чужд здравый смысл, то Вы, вероятно, сумеете отличить получившуюся картину явления от: «всех под одну гребенку».
-
·С одной стороны — учителя. В лихие 90-е они были одними из первых, кому «досталось». Мизерные зарплаты на фоне разрушенной школьной системы, в которой даже особо приверженные светлым идеалам уже мало что могли сделать. Многие учителя ушли сразу. Остальные за прошедшие 25 лет ушли на пенсию. Кто остался? Те, кто поступил в пединститут в те же 90-е … А кто тогда шел поступать в пединститут, после окончания которого тебе даже не обещали — ни зарплаты, ни уважения – одни только тумаки со всех сторон? Понятен намек?
-
·С другой стороны – родители. Большая часть из них была совершенно в такой же ситуации. Заводы встали, наука развалилась: не до жиру. Не до задушевных разговоров с сыном или дочкой: «Ну как дела в школе? Что-то непонятно? Давай вместе посмотрим». Другая была жизнь, другие песни. И поколение этих недоученных выпускников школ составило новую волну абитуриентов пединститутов …
Красивый удар по системе. «Двоечка», как сказал бы Рой Джонс.
Вы скажете, что я забыл о третьей стороне.
О детях? Да они тут совсем ни при чем.
«Давно друзья веселые простились мы со школою» (лирическое отступление)
Я сам, читая подобные статьи, иногда ловлю себя на мысли об авторских преувеличениях. В пользу читабельности и в ущерб истине. Но вот некоторые выдержки из выступления Исаака Фрумина, научного руководителя института развития образования Высшей школы экономики – весьма элитного, между прочим, образовательного учреждения.
Глубокоуважаемый коллега, выступая в 2011 году на Всероссийском семинаре – совещании:
-
«Предостерег от упаднических настроений в педагогическом сообществе, в частности, связанных с низкими результатами российских школьников в международных исследованиях учебных грамотностей». (По-моему, чтобы придумать такой термин нужно самому быть малограмотным).
-
«По ряду качественных показателей катастрофы нет», — отметил коллега, — «показатели адекватны для доходной группы (по доходу репетиторов, что ли?), в которой находится Россия».
… Мы давно уяснили на практике: если правительство заверяет, что денежной реформы не будет – беги покупать валюту!..
-
Коллега сообщил также об увеличении доли учащихся, не достигающих уровня функциональной грамотности. («Хорошо излагает, собака! Учитесь, Киса»,- резюмировал бы Остап, знавший толк в словесной эквилибристике).
-
«Пятая часть российских школьников устойчиво демонстрирует результаты грамотности чтения ниже порогового уровня». (Если современная школа не способна обучить даже чтению … – мама, папа, тушите свет).
-
И, наконец-то, долгожданное: «доля «продвинутых, «элитных» школьников в России ниже, чем в среднем по странам ОЭСР. И значительно ниже, чем в лидирующих странах». А по количеству элитных школ? А по численности Армии чиновников в системе образования?!
Но не все так плохо, как нарисовали мы с коллегой.
-
Были еще бандиты: некоторые из них выросли в крупных бизнесменов.
-
Были чиновники: их жены оказались необыкновенно способными и даже талантливыми бизнесменами (по выражению одного из них, весьма авторитетного в совсем недавнем прошлом, градоначальника). Сравнительно честными методами они сколотили крупные состояния – в помощь семье и мужу, зарабатывающему на непосильной государевой службе сущие копейки .
И вот эта «пена» захотела для своих детей элитного образования.
Не из любви к отпрыскам, конечно. А чтобы пройти фейсконтроль. Чтобы «как у нормальных пацанов».
И – барабанная дробь — вопрос в студию: откуда же это образование, по Вашему мнению, взялось, такое «элитное», «лучшее в Москве», «современное и передовое» и даже «рейтинговое»?
Мне по складу мышления ближе контекст: то, в чем содержатся факты. Коко Шанель как-то заметила: «Есть люди, у которых есть деньги, а есть богатые люди». А во дворе, где я воспитывался, пацаны, желая оскорбить особенным образом, говорили: « У тебя масла в мозгах не хватает». У некоторых, как я вижу, не хватает даже и маргарина.
Миссия несравнима, или супер элитное образование
«Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице», — заметил Остап, читая надпись на флаконе». Читая рекламу элитных школ города Москвы я замечаю: элитное школьное образование в России вообще не делают..
Не спорю: хорошие автомобили соучеников, высокие чиновничьи должности их родителей, хорошая отделка классных комнат – все это имеет определенную ценность. Для наркодилеров.
В дни моей школьной юности слово «супер» ассоциировалось с красивым листком плотной бумаги, элементом внешнего оформления книги. Суть находилась, все-таки в самой книге. Современное образование привело к полной инверсия смыслов.
(Дорогой товарищ Исаак Фрумин – дарю! Это, право, не хуже, чем «учебные грамотности». А лучше. Несмотря на то, что понятия «школьное образование» и «доходное место» также перепутаны местами).
-
В сравнении с научным предводителем Армии чиновников системы школьного образования товарищем Фруминым, думается, что я – крутой боксер. Троих положу не — охну. Особенно в том состоянии духа, в котором пишу эту статью. Но с Бесподобным Роем Джонсом, даже постаревшим … предпочту просто пожать ему руку в знак искреннего человеческого уважения.
-
Маргарин, особенно «элитный», в раскрашенной суперупаковке с текстом, составленным копирайтером (писатели слабо вписываются в современный культурный контекст) может быть и круче масла. Но в целях оздоровления я предпочитаю натуральные продукты.
Современное российское элитное школьное образование возможно и выглядит круто. Его реклама сверкает, привлекая внимание выросших детей перестройки. Как сверкает и привлекает внимание публики циркониевая подделка. Она похожа на алмаз, но ценность ее иная.
Радует то, что обрисованная картина носит лишь общий характер. И приятные исключения – не такие уж исключения. Все-таки, действительно, есть не только люди с деньгами, но и богатые люди. А среди богатых есть и умные. Для кого, собственно, и написана эта статья. Потому. что первые две категории «демонстрирует результаты грамотности чтения ниже порогового уровня».