«Достаточно, чтобы слова выражали смысл»
Конфуций
Менее всего мне хотелось бы походить на члена оппозиции, всегда и всем недовольного …
… Мойша случайно нашел кошелек с деньгами. Раскрыл, внимательно пересчитал купюры.
«Одной не хватает», — недовольно заметил он.
Глубокое понимание грамматических конструкций языка необходимо, если Вы:
- Секретный агент КГБ, «вычисляющий» шпионов и диверсантов по нескольким брошенным в метро фразам;
- Психолог – проникающий в ядро душевной болезни пациента;
- Переводчик, транслирующий смысл мудрых изречений президентов или красоту словоформ Поэтов;
- Писатель или Поэт, «Зеркало души», транслирующее глубокие внутренние переживания человека в высокохудожественные образы.
Вот такими вот психологическими выкрутасами, нас и гипнотизируют в школе, незаметно впихивая ложные данные в смысловой ряд проверенных фактов.
(Дело в том, что писателями не становятся, проникая в грамматические глубины .. Скорее, это область профессиональной деятельности корректоров, а это совсем другая профессия …
«Неграмотный» писатель или «грамотный» студент?
Давайте скажем честно: многие ли Писатели или Поэты раскрыли свой творческий потенциал, изучая грамматику? Или, возможно, их шедевры – это «просто» плод особого «чувствования языка»? Способности, которую они развили, исписав сотни и тысячи страниц?
Лет 70 назад, президент Американского общества писателей – фантастов, издавший к тому времени несколько книг, проданных огромными тиражами, читал лекцию о писательском мастерстве студентам какого-то университета.
Он спросил их: «Сколько тысяч знаков вы пишете ежедневно?»
Студенты, предвкушавшие очередную «умную» лекцию по теории литературы, даже не поняли смысл вопроса.
«Чтобы научиться писать, вы должны писать. Не менее 15 – 20 тысяч знаков каждый день», — сказал он. «Иначе бесполезно о чем-то говорить».
Конечно, при таком подходе на глубокое изучение грамматических конструкций английского языка у студентов совсем не оставалось бы времени. За что тогда они получали бы свои оценки от профессоров на экзаменах?
Позднее стало известно, что никто из выпускников того курса так и не стал Писателем …
Английский язык: спрос рождает предложение
«Гора родила мышь»,
причем какую-то ненормальную …
Вот Вы, может быть, усмехнулись. Но ..
Не так давно случилась у меня беседа с мамой одного второклассника. Пытаясь объяснить, почему ее совсем неглупому сыну трудно дается такой простой предмет, как английский язык, я рассказывал ей, что жесткое внешнее оценивание на ранних этапах обучения губительно. И последствия его трудно исправимы.
Знаете, что я услышал в ответ?
«А откуда я тогда узнаю, как мой сын учится?»
Я сначала ошалел, а потом задал встречный вопрос.
«А откуда Вы узнаете, как растет редиска через пару дней после посадки? Не выдергиваете же Вы ее каждый день, как Карлсон — бегонию из горшка?»
«Я не сажаю редиску», ответила она.
На этом содержательная часть дискуссии закончилась: детей выпустили после пятого урока …
«Блин горелый!», — подумал я. «Вот откуда ноги растут: закон спроса и предложения работает и в школьном образовании!
И метафора «образовательно — экономического цикла Кондратьева – Буторова» была проиллюстрирована практически. Прямо у школьных ворот!..
Грамматика нереальности
Возможно, Вы подумали: писатели и поэты отлично владеют языком, на котором пишут. Зачем же я противопоставляю писательское мастерство и изучение грамматики?
Возможно, затем же, зачем способность уверенно водить автомобиль я противопоставляю избыточно — первоочередному изучению теории двигателестроения. (А также сопромата, теоретической механики, гидро- и газодинамики. Ведь без этой «грамматики автомобиля» нам не понять, почему же все-таки эта шайтан – машина не взрывается, а везет нас по шоссе).
Поэты и писатели виртуозно владеют языком. И эта способность развивается не иначе как в процессе его использования.
Известный методолог изучения иностранных языков заметил: «Учитесь плавать — плавая, а разговаривать — разговаривая». (Бывают и умные методисты, между прочим!)
Глубокое понимание функций и структуры языка (то есть грамматики) может возникнуть исключительно в процессе его использования.
«В огороде бузина, а в Киеве дядька»
А в школьном курсе английского — горы грамматики.
Изучение грамматики должно стать важнейшей и первоочередной задачей при освоении английского языка в школе.
Так же, как и глубокое освоение фундаментальных положений релятивистской теории поля балериной, преодолевающей Земное притяжение в процессе тренировки «Баллона» (приема зависания в воздухе).
Руководствуясь Основными положениями Болонской конвенции, методистам необходимо подумать о введении в программу балетных училищ дополнительного экзамена по теории поля, без сдачи которого будущая прима квалифицировалась бы как «малограмотная» и просто не допускалась бы в балетный класс, к станку.
Как Вам такая логика?
Взгляд из будущего. Специально для тех из нас, кому кажется, что не стоит слишком умничать и тратить время на психологию и всякое там понимание сути образования. Ведь существуют «утвержденные сверху» методики, и «школа научит». В крайнем случае – «найму репетитора» или «отправлю на каникулы в Англию» …
Жизнь показывает, что путь без понимания, кажущийся самым простым и очевидным, в итоге оказываются самым сложным и дорогим. Как экспресс — кредит без справок и поручителей..
Поэтому, продолжим … о психологии изучения языка