Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Кто может — грабит, кто не может — ворует.
Д. И. Фонвизин

Критика школьных методов обучения

/ Просмотров: 1215
Критика школьных методов обучения

Критика школьных методов обучения имеет скрытый, но весьма существенный недостаток: мы к ней привыкли. И хотя эмоции выплескиваются наружу, как горячая вода из гейзера, школьное образование движется без изменений по проторенной методологической дорожке.

"Движение без изменений" - не такой уж и парадоксальный термин. В квантовой механике свойства электрона таковы, что он может одновременно находиться как бы в двух точках пространства.

Методы школьного образования таковы, что позволяют обучаться в школе, оставаясь необразованным.

  • Изобретательные инженеры стремятся использовать энергию гейзеров для выработки электроэнергии и снабжения ближайших чумов теплом.
  • Я же использую эмоциональную энергию, генерируемую от контакта со школьным образованием, для выработки эффективных методов образования.
  • И хотя я не вполне уверен, что чумы расположены рядом с гейзерами, зато я точно знаю, что образование моего ребенка происходит не в школе, а поблизости от нее.

    Школьные методы: случайность и закономерность

    Вероятностное мышление не встроено в наши мозги: это многократно подтверждено в психологических экспериментах и просто очевидно для тех, кто сталкивался с экстремальными видами человеческой деятельности.

    Что это значит?

    Абсолютное большинство людей, не развивших в школе grin вероятностное мышление, допускают одну из двух методологических ошибок.

    Они либо:

  • Из одного случайно выдернутого факта "выводят" общую "закономерность", либо наоборот:
  • Каждый единичный факт рассматривают как уникальный.
  • Вот и с критикой образования: сколько раз я имел несчастье наблюдать примерно такую логику.

    Эта школа плохая, другая лучше ...

    Этот учитель плох - другой лучше ...

    Этот учебник плохой - другой лучше ...

    Эта методика плохая - другая "уникальная, современная, прогрессивная".

    Откуда такое ребячество (или девичествоred face )?

    И пока родители мечутся таким вот беспорядочным образом от одного учителя к другому, от одной школьной "методики" к другой ... школьные годы чудесные улетают безвозвратно. А вместе с ними и возможность научить ребенка чему-то, за что он в будущем мог бы сказать родителям "Спасибо" ...

    Некоторые детали моего метода

    Как поступаю я и как искренне советую поступать Вам, если Вы хотите резко сократить затраты на образование ребенка, одновременно увеличив его эффективность.

    Я смотрю на статистику.

    Статистика применения школьных методов обучения не радует ...

    Далее, я предполагаю что я, также как и мои дети - люди со средними способностями.

    Если завысить оценки, результат ошибки может привести к непредсказуемым последствиям. Если занизить - ... самобичевание также не лучший метод понимания. В конце концов, я хочу получить статистически достоверный результат. cool mad

    И потом - просто смотрю ...

    "Многое можно увидеть просто глядя"
    Йоги Берра

    Вот в примере с олимпиадной задачей из предыдущей статьи: я смотрю и думаю: какой метод обучения мог бы помочь мне решить задачу, которую придумал шизофреник?

    Но я допускаю, что это могут быть просто мои эмоции. И поэтому, выдвинув гипотезу, я продолжаю смотреть дальше и глубже.

    В той же самой олимпиаде я нахожу и другие задачи, сформулированные подобным образом, что подтверждает мою догадку о внеметодологической природе непонимания школьниками математики.

    И далее я тестирую эту "внеметодологическую" гипотезу, примеривая ее к нормально сформулированным нормальными учителями задачам. И тогда вдруг приходит осмысление метода, который всегда применяли нормальные люди.

    Философия и методы школьного обучения: танцы с бубном

    "Одна форма - одна сущность ..." (торговая марка cheese)

    Думаю, таким подходом смог бы заинтересоваться какой-нибудь философ - педагог. Например, г. Эльконин, один из отцов - основателей современного "образования", который исповедовал "Восхождение от абстрактного к конкретному".

    Что я имею в виду?

    Метод решения задач на олимпиаде

    В той олимпиадной задаче из пяти предложенных вариантов ответов я, возможно, и смог бы выбрать бубен (или балалайку?). Но какой метод мне следует применить, когда в другой раз встретится столь же "талантливо" составленная задача*.

    У школы ответ готов: метод состоит в том, чтобы запоминать решение типовых задач. Но меня он не устраивает ...

    Изучая математику как науку (или обучая математике сына) я хотел бы добраться до сущности явления, получить нечто более универсальное, чем запоминание отдельных кусков информации.

    Но "Сущность" - это нечто эфемерное, также, как и "Понимание".

    Добраться до закономерности мы способны только через форму, наблюдая отдельные факты, которые проявляют закономерность.

    А еще точнее - через множество форм.

    Многообразие форм и единство понимания:

    простой метод, который легко понять,

    но трудно применить

    Универсальный метод понимания и обучения состоит в осмыслении этого простого grin факта.

    Если даже с шизофрениками это работает, то с реальными задачами этот метод работает тем более ... Это очень простой метод, который очень трудно применять, потому, что для этого учитель должен сам понимать то, чему учит.

    Он должен, нет - просто обязан - уметь представить изучаемый предмет в такой форме, которая резонировала бы с пониманием конкретного ученика в конкретный момент времени.

    Гейзер: метафора школьных методов обучения

    И если для кого-то сработала метафора с гейзерами, то не следует пытаться использовать ее как универсальный образ современного школьного образования LOL ...

    Если один ребенок понял, как решать задачу "про бубен", то следует тут же обнаружить тот метод, который он использовал в своем детском уме и подобрать другие (по форме) задачи, на которых он смог бы отточить применение собственного метода.

    А потом - сделать его метод частью более универсального (в данном примере - математического) метода.

    Однако ... я не знаю ничего более универсального, чем наблюдение и понимание ...grin

    И чтобы развеять некоторую скуку, которую, думается, я навеял этим экскурсом в мир школьных методов обучения, вот Вам несколько цитат о понимании и образовании Альберта Эйнштейна, изгоя официальной школы.

    «Если бы мне дали час на решение задачи,
    я бы 55 минут думал о задаче
    и пять минут – о решении»
    «Логика приведёт вас из пункта А в пункт Б,
    а воображение — куда угодно»
    «Воображение важнее, чем знание.
    Знание ограничено тем, что мы знаем и понимаем,
    а воображение охватывает весь мир и всё,
    что мы когда-либо будем знать и понимать».

    Это сильно отличается от школьного натаскивания, не правда ли?..

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.