«Приказы не обсуждаются, а выполняются»
Из солдатского юмора
Две вещи поражали сознание И. Канта. Я же не столь впечатлителен и меня поражает только одна вещь. Но зато какая!.. Если бы эта вещь поразила и Вас – мир изменился бы. К лучшему. В том числе и мир школьного образования.
И вот так, с шуточками и прибауточками мы постепенно приближаемся к сути всех этих эссе об образовании. Тем более, что статьей ранее я обещал таки метод …
Эта вещь поразила меня достаточно рано. В аттестате об окончании средней школы наряду с «особыми успехами в физике и математике» значилось «и удовлетворительном поведении». Для справки: ниже оценки по поведению тогда не было, за неуд просто выгоняли.
За что!? Честное слово, ничего не сделал! Был успешным спортсменом, победителем олимпиад по физике. Классная дама оставляла после уроков, уговаривала поступать на филфак (спасибо – не послушался, там бы навеки отбили желание писать). За что?!
Потому, что я имел взгляды. И выражал их.
Я всегда считал, что вся эта массовая агитка, типа «партия и народ – едины» на мою психику не влияет. Я понимал, что все это фигня полная, промывание мозгов, и смеялся над красно — кумачевыми транспарантами. Разочарование наступило достаточно рано. Оказалось – влияет. Да еще как. Подсознательно. То есть очень мощно, генерируя негативные командные импульсы, модулирующие, мою психическую деятельность.
… А.П.Чехов – один из любимых мною писателей. Следуя за авторитетом, я стал «по каплям выдавливать из себя раба ».
… Вопрос в студию: а Вас не удивляет, что
-
практически каждый недоволен современной системой школьного образования;
-
только ленивый сегодня не критикует современную школу, но …
Когда дело доходит до практических шагов: выборе школы, альтернативных или параллельных методах обучения и т. п. – столь мало родителей делает хоть что-нибудь, отличное от рутины, диктуемой обществом?!
Или, например: Вас не удивляет, что большинство людей курит, зная, что «курение убивает»?
Когда-то, глядя на строй из десятков солдат, на которых орал один паренек в фуражке, я подумал: абсурд какой-то … Один мужик управляет жизнями многих людей! Но что самое поразительное – они беспрекословно подчиняются ему!!! Он может любого отправить чистить клозет зубной щеткой. Может заставить стрелять в других людей. А они пойдут и сделают это. Абсурд …
Я же не хочу доходить до абсурда и призывать к неповиновению вообще. Это опасно для жизни и во многих случаях неразумно. Так же как неразумно продолжать делать то, что является для Вас вредоносным и, при этом, наказание за неисполнение этого не предусмотрено. Например, курить, пить горькую без меры, обучать ребенка современными школьными методами.
Психология за кулисами: внутренний демон
Люди делают то, что они делают не потому, что считают это правильным. И даже не потому, что боятся наказания. А потому, что внутри каждого из нас сидит некий цензор, который неслышно, но властно указывает «правильное» направление. Это действительно очень фундаментально.
Это в каждом из нас Это самая мощная психическая сила, которой мы подчиняемся – отнюдь не приказам руководства. Руководство лишь манипулирует этой силой в собственных интересах.
И знаете, какое оружие в руках этой силы самое страшное? Психологический механизм, затрудняющие ее же обнаружение!
Сообщите человеку авторитетно, что «Знание – сила». Затем, путем многократного повторения, приучите его к мысли, что, «Школа это храм Знаний». Убедитесь, далее, что, в его уме возникла устойчивая ассоциативная связь: «Школа = Знание». Что различные понятия, при этом, отождествились полностью. И все это закрепилось физиологически, на основе условно — рефлекторного механизма. По – Павлову. И дальше все получится тип — топ, как в песенке про Буратино:
…Ему с три короба наврешь,
за ручку в школу отведешь
– и делай с ним что хошь!
Это психология, ребята!.. Та самая, практическая психология, которую жрецы не потчуют вниманием в храмах Знаний. Ибо именно там она применяется. А фокусники не раскрывают своих секретов в цирке …
Практическая психология: Школьный импринтинг VS человеческого интеллекта
Справка: импринтинг: запечатление в памяти признаков окружения при формировании врожденных поведенческих реакций. Объектами, чьи признаки впечатываются, являются: родители, друзья — товарищи, школьные учителя, телевизионные герои и враги. Запечатление происходит в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте) и его последствия чаще всего необратимы.
Классический пример импринтинга — утята, следующие за первым объектом, который они увидели после рождения. Не обязательно за мамой — уткой.
Если Вы подумали, что ребенок сильно отличается от утки, то Вы правы. Но не по этой статье. Способность импринтинга — одна из самых базовых у каждого из нас. Именно благодаря ей мы можем быстро схватывать азы любого обучения. И именно за эксклюзивный доступ к человеческому импринтингу конкурируют самые влиятельные силы на Земле.
…Но если на фермах утятам иногда подсовывают суррогатную маму, то человеческим детенышам подсовывают суррогатные идеи о жизни.
Теперь становится яснее, почему действует «Великий и Ужасный парадокс обучения» ? И почему «потом» мы все такие разные? И почему неплохо осознать эту часть практической психологии обучения и воспитания как можно раньше?
Вопрос для разогрева: почему в большинстве современных государств школьное образование является обязательным и почти бесплатным? То есть очень дорогим для государства?
И как этот факт, по-Вашему, соотносится с выводом Л.Н.Толстого о том, что:
«Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения.» И нет ли тут противоречий?
Таки метод
… Я не могу в коротком эссе подробно описывать метод. Для этого будет другое место. Но я могу описать его конспективно.
-
Существует психология.
-
И существует психология, которая работает на практике – если ее применять.
Китайский Мастер научил меня:
-
Существуют сложные методы, отнимающие много времени. И при этом они плохо работают.
-
Есть методы, которые кажутся очень простыми даже примитивными. Их можно начать использовать практически сразу. И они очень эффективны.
Почти все школьные методы из первой группы. А те, что относились ко второй – практически исчезли из школьной программы. Сами, наверное.
-
Пару дней назад, пока мой сын играл партию отборочного тура чемпионата Москвы по шахматам, я разговорился с одним тренером, моим ровесником. Он, в частности сказал: «Заметьте, что мы сейчас совсем не пишем писем. Мы отучили людей излагать свои мысли на бумаге!»
самоотождествление с ближайшим «авторитетом») человеческому интеллекту, способности различать? И почему я отождествляю интеллект и способность излагать свои мысли на бумаге?
Кажется, достаточно конспективных набросков? А то потом будет неинтересно. А «потом» – обязательно будет.
Психология граммотности, или английский язык поневоле
Психология ошибки — 2: грамматическая шайтан — машина
Психология ошибки — 3: психологически грамотное обесценивание