Хотите узнать уровень преподавания математики в школе, куда вы отдаете детей, рассчитывая, что они получат образование, научатся думать, поступят в ВУЗ и найдут хорошую работу?
Помните Чеховского Ваньку Жукова?
… Когда-то небогатые люди от полной безысходности отдавали детей «в люди». В обучение «сапожникам», рассчитывая, что они получат хоть какой-то шанс в эти самые люди выбиться.
Но неужели у вас ситуация настолько безнадежная, что вы позволяете школьным бездарям коверкать умы детей, выправить которые впоследствии будет практически невозможно?..
«Искалечить орган мышления гораздо легче, чем любой другой орган человеческого тела, а излечить очень трудно. А позже – и совсем невозможно. Искалечить – просто системой «неестественных» «упражнений».
Э.В. Ильенков
Итак, обратимся к заданиям ВПР по математике, Всероссийской Проверочной Работе за 5 класс, которая должна состояться в школах нашей необъятной Родины завтра …
Подготовка к ВПР по математике: стрельба на упреждение
Работая по целям на упреждение, наша учительница по математике разослала через электронный дневник пробный ВПР по математике, чтобы дети смогли еще раз проверить свои силы и подготовиться к завтрашнему экзамену. Не секрет, что рейтинги школ и зарплата учителей по математике существенно зависят от результатов ВПР. Поэтому учителя крайне нервничают.
Это нормально и учителей можно понять.
Поэтому сегодня детей, которые не успели сбежать после уроков, наша учительница по математике оставила в школе до 16-00 — готовиться к завтрашней проверочной работе. Мой сын успел сбежать …
И, видимо, зря …
Задачи пробного ВПР за 5 класс
Но я начал с того, что школа не образовывает, а коверкает детям мозги. В частности, через программы математического образования, разрабатываемые ведущими математиками современности.
Такими, как Иван Ященко (в детстве Жуков), Директор Центра педагогического мастерства, Руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, смотрящий за составлением заданий ЕГЭ и ВПР, профессор факультета математики НИУ ВШЭ.
(Шутка, конечно — в части родословной Директора).
Вот задача, пробного ВПР, которую не смог решить мой сын, потому, что сбежал с уроков …
Попробуйте ее решить: если у вас есть среднее образование, то решение задачки за 5 класс не должно вызывать у вас затруднений.
У меня вызвало.
Как научить ребенка думать или пресловутое «Чувство числа»
Сначала я рассердился: сын ленится и не хочет сам решать простые задачи. Какая проблема — посчитать периметр?!
Но всмотревшись в условие, я обнаружил там много интересного. Я даже немного растерялся …
… Иван Ященко в 2014 году разделил единый экзамен по математике на две части.
Базовый ЕГЭ или «математика для жизни», по мысли автора, требует не только умения решать типовые задачи, но и развития так называемого «чувства числа».
Глядя на рисунок, иллюстрирующий условие задачи, я вдруг осознал, что у авторов подобных задач отсутствует не только чувство числа, но и чувство пропорциональности.
(Древние математики поправили бы меня: «число» и «пропорция» это почти синонимы, и противопоставлять их не совсем корректно).
Обратите внимание на правую нижнюю часть рисунка: если верить глазам, то:
Через какое количество математических голов прошла эта задача, прежде, чем попала к учащимся 5 классов?! Неужели никто из великих математиков современности не заметил этого ляпа?!
Я понимаю, что великим ученым, профессорам математических факультетов не обязательно следовать принятым в техническом черчении нормам, но все-таки … Я слышал, что математика — точная наука. С детства приучать детей к небрежному (читай: «неправильному») изображению условий задачи значит отучать их думать, даже не начав учить.
Я говорю не только о небрежности в изображении условия задачи, но и о неверной простановке самих цифровых обозначений на чертеже — плане садового участка.
(Тут начального образования уже недостаточно: но если в институте вы прошли курс технического черчения, то понимаете, о чем я говорю).
Как научить ребенка если и не решать задачи ВПР, то хотя бы думать
Я подумал и сказал сыну: «Да, изображено неверно, но решить можно, если отвлечься от рисунка, перерисовав его правильно».
«Я не знаю, как …», — ответил сын, чем разозлил меня еще больше и … ввел в новые сомнения.
«Смотри, как бы рассуждал я»,- начал я объяснения и … понял, что задача нерешаемая.
Тем не менее, я начал.
«Во-первых, у меня сразу вопрос: по внешнему или внутреннему периметру? Если по внешнему, то в чем вообще проблема — просто посчитай периметр. Но зачем тогда дана эта заштрихованная дорожка с кучей дополнительных числовых данных?»
«Лишнее данное, чтобы запутать»,- ответил сын.
«В школярских задачках такого уровня лишних данных не бывает»,- сказал я и … опять ошибся.
«Если по внутреннему, то следующий вопрос: нужно ли копать канаву там, где проходит дорожка? Скорее всего — нет, потому, что дорожке не на что будет опираться у забора. Хотя … консоль с таким небольшим вылетом может и повисеть в воздухе»,- пошутил я, вспомнив институтский курс сопромата.
«Если же хозяин участка не хочет «висячей консоли», то лучше копать канаву частями: но зачем тогда вообще её копать? Скорее всего, это водоотводная канава. Или канава от грызунов: если ее выкопать глубиной 70 см и залить бетоном, то земляные крысы не смогут проникнуть на участок и испортить корни огурцов».
(И это не шутка, деревенские так поступают … в масштабах отдельных грядок, используя старые листы шифера).
То есть решение задачи будет зависеть от цели, которая в условии не указана …
Простое решение сложной задачи ВПР …
Тут вмешалась жена и все стало на свои места.
«У нас с тобой слишком сложные мозги, а в школе все проще. Они просто взяли рисунок из другой задачи, для 6 класса, в которой требуется выложить заштрихованную дорожку брусками. А заштрихованную часть просто «забыли» убрать … Впрочем, пропорции рисунка там также не соблюдены».
«И смех и грех», как говорил в таких случаях мой отец.
Скорее, грех.
Потому, что люди, составляющие подобные задачи, также разрабатывают и школьную методику преподавания «математики», эффективно и массово загоняя абсолютное большинство детей в состояние непонимания. И не только математики, но и вообще — непонимания чего бы то ни было.
И это уже не столько математика, сколько психология ..
… «Компрачикосы от педагогики, придающие мышлению раз и навсегда зафиксированную «улыбку», делающие детей способными работать только по жестко «вдолбленной» схеме. Это и есть самый распространенный способ изготовления «глупого» человека»
Э.В. Ильенков «Школа должна учить мыслить!»