Три месяца назад мы сказали школе адью и перешли на домашнее образование …
“Перешли” — неточное определение. Мост, по которому переходят в будущее, называется “опыт”. И опыт требует времени.
Однако, вот его первые уроки…
Кстати, интересная метафора …
У моста две опоры, но где установить вторую, если между “здесь” и “там” — неизвестность? И где находится “там”- не совсем ясно…
Сложность обучения в том, что приходится идти “туда не знаю куда” не теряя верного направления. И достигается это только в процессе движения.
«Жизнь — как езда на велосипеде: чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться»
А.Эйнштейн
Минимум теории, много опыта и еще больше намерения научить(ся), невзирая на падения.
… Если «отсечь все лишнее”:
- информационный шум учебников;
- психологическое давление учителей;
- сопротивление детей, не желание “учиться”, а желание насолить “особо одаренным” учителям …
- Не совсем здоровую обстановку в “детском коллективе” …
Что останется от “такой сложной школьной программы” в сухом остатке?..
Первый опыт домашки еще раз показал: обучить ребенка возможно. Причем без натуги, криков, всхлипываний и регулярного недосыпа. Легко и непринужденно, в игровой, так сказать, форме. Нужно только знать, как играть
Вот эскиз из недавнего прошлого …
… В пятом классе сын получил четверку по математике за год: несмотря на “пятёрку” за годовую ВПР. Я также мечтал и о четверке по физкультуре, но … не судьба.
Школьная учительница математики только к концу года сообразила, что сын не активен на ее уроках не из-за недопонимания, а от смертельной скуки происходящего. Про его победы на олимпиадах она так и не узнала. На мой вопрос к сыну: “А ты ей говорил?” я получил вполне разумное: “А зачем?”.
Но даже сообразив, учительница не смогла переступить через выставленную ею же «четверку” во втором триместре.
“Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь”.
Учительница, конечно, не бык, а педагог. Но тоже с принципами …
Каких усилий стоил нам первый триместр анскулинга (чтобы звучало умнее)?
Недорого стоил, честно говоря.
Сын высыпался, больше стал читать. Больше оставалось времени на спорт. Стал адекватнее общаться, а это, поверьте, стоит всего остального, умноженного на 10.
… В обучении главное вкус, интерес. Свободная энергия, которую официальная школа забирает всю, без остатка.
…Есть разные взгляды на домашнее образование, да и вообще, на роль родителей в обучении ребенка.
Мы много слышим об “экспертности” учителей … Это внушает уважение и вызывает трепет. В этом трепетном состоянии родители и вручают будущее своих детей школьным “экспертам”, половина из которых не понимает школьную математику. Вот данные Рособрнадзора, результаты аттестации учителей математики.
А вот инфографика: в школах катастрофически не хватает учителей математики.
Но позвольте: ведь все уроки проводятся по расписанию — тогда кто же преподает математику? Возвращаемся к предыдущему абзацу, и все понимаем …
А вот мнение самих экспертов: 87% учителей связывают плохую успеваемость детей с тем, что родители не занимаются обучением детей.
А что, должны?..
Это факт, что не занимаются.
Но чем тогда занимаются учителя? Да ладно, слышал я и про раздутую отчетность, и про зарплаты, и про общую ситуацию в стране. Тем более: следовало бы умным родителям подумать, как разорвать этот порочный круг …
И вот он,
главный урок домашнего образования: ответственность
“Иван кивает на Петра, а Петр на Ивана. И оба дружно на Абрама”
- Есть мнение: “Домашнее образование??? Вы что?!! Хотите испортить ребенка?! А социализация? А как вы будете его учить, вы ведь не профессионалы!!!”
- Есть и другое мнение: “Отдаете обучение ребенка на откуп школе? Вы что, с ума сошли???!!! Там ведь уже к 5 классу 80% детей не понимают даже простейшую математику. Зато средний ребенок приобретает около 3-х хронических заболеваний! Как они будут потом на жизнь зарабатывать?!!”.
Где истина?..
Понять можно, только приняв ответственность за обучение. И не обязательно, кстати, сразу переходить на домашнее образование.
Мы не вредим себе специально. Это аксиома.
Если начинаешь что-то делать сам, то получаешь опыт. А из опыта возникает понимание, и начинаются улучшения: никакой дурак не станет себе вредить специально … .
Иначе это как доверить вести автомобиль другим людям:
- один смотрит на дорогу,
- другой жмёт на педали,
- третий крути руль …
И все почему-то происходит беспорядочно…
И, вот она, классика: “Иван кивает на Петра …» Второе начало термодинамики в иносказательной форме …