… Если бы вместо термина «школа» стояло другое существительное женского рода, желательно собственное, ассоциации возникли бы гораздо более приятные.А так …
Издалека о главном или «Ищи, кому это выгодно»
-
«Пчелы с медом не воюют»
-
Чиновники (судя по результату) не борются со взятками. Но, хотя бы, делают вид.
-
Заинтересован ли психиатр в том, чтобы окружающая жизнь стала менее дерганой и более осмысленной?
-
Заинтересован ли репетитор в том, чтобы школьное образование стало эффективнее и дыхание школы стало меньше напоминать агонистически – оргазмические припадки? В особенности, если «репетитор – это переодевшийся после работы школьный учитель».
Хорошие вопросы часто не требуют ответа, ибо правильная их постановка высвечивает истину.
О прерывности и непрерывности в школьном обучении
О дискретности и непрерывности сознания умными людьми написано достаточно. Вот только умных читателей оказалось не так много. Особенно среди методистов школьного образования.
Вы представляете, конечно, что такое карта местности? Если требуется попасть из точки А в точку Б, как мы можем узнать, сколько это займет нашего драгоценного времени?
Мы вспоминаем, что есть такое слово «масштаб». Берем линейку, измеряем сантиметры, умножаем на этот самый масштаб и – Вуаля! – расстояние известно. Время теперь посчитать совсем несложно, если известна скорость передвижения. Так?
Извините за этот небольшой экскурс в основы картографии, которую я сам представляю очень слабо. Но зато я хорошо понимаю, что ходить придется не по карте, а по местности. А вот школьные «светила» этот момент не просекают. И это уже не «может быть» — а совершенно точно.
«Нормальные герои всегда идут в обход»
А ненормальные прут напропалую. Заранее рассчитав, сколько километров они должны пройти в день и за сколько дней закончить свое увлекательное путешествие. Однако, иногда идти приходится по хорошо асфальтированной дорожке, каких в нашей стране – что груш под яблоней.
А иногда — пробираться через болота. Временами же взору предстает высоченная гора, карабкаться на которую и спускаться придется не один день, пройдя по направлению к цели ничтожно мало. Как кажется. Однако, расчет есть расчет, карты ведь не дураки рисовали, Сказано каждый день по 20 километров – значит по двадцать! А кто отстал – того на «переподготовку», как отстающего. К репетитору!
Неправильный метод обучения
…Китайский Мастер сказал мне: в обучении только неправильный метод дает правильный результат.. Из-за сложной человеческой природы.
Если мы хотим попасть на другой берег реки, куда следует плыть? Прямо к цели? Так можно двигаться на озере. В реках же, как и в человеческой природе, существуют течения, которые неизбежно снесут нас в сторону. Если мы не примем их в расчет.
Обучение в школе, как и любое обучение, это процесс перехода из одного состояния в другое. От незнания к знанию. И если мы хотим иметь дело с такой сложной «вещью», как человек, следует учитывать его – то есть нашу – сложную человеческую природу с огромным количеством «подводных течений». Прямых асфальтированных дорожек в человеческом сознании – не больше, чем в нашей чудесной Родине.
Репетиторы: амортизаторы школьного образования
У советских водителей бытовала шутка: «Быстрее едешь – меньше кочек». Правда и машина быстрее выходит из строя. .
Школьная программа методически выстроена слишком прямолинейно. До тупости. Линейное, во времени, «прохождение» материала отнюдь не снижает количество «непоняток». От такого «равномерного» движения по основам школьных предметов детей в школе начинает трясти совсем не по-детски., выбрасывая из «накатанной» колеи обучающего процесса. Прямо в распростертые объятия репетиторов. Правая рука которых исправляет (в «нерабочее» время) то, что натворила левая во время уроков. «Внешкольное», репетиторское образование призвано амортизировать удары, которые негибкая система образования школьного наносит по психике ребенка.
Не оценивайте и да не оцениваемы будете
Пример из жизни.
Как я выучил английский после тридцати? Я пришел в группу, где вместе со мной учились еще человек 15 кандидатов наук (преимущественно). Единственное мое отличие от них состояло в том, что до того я никогда не учил английский. А учил немецкий – в школе.
Как проходило обучение? Первые 2-3 месяца я просто сидел и слушал с открытым ртом. Как собака. Пришлось освоить этот метод. Естественно, я ничего не понимал, просто впитывал. Но и оценок мне за мое «непонимание» никто не ставил! И маму в институт не вызывал. Постепенно я втянулся и через три года «выпустился» вторым номером («первый» парень прожил в Голландии год, поэтому, как говорится …).
Суть в том, что целью было научиться разговаривать по-английски. Отнюдь – не выучить к каждому уроку определенное количество слов! Или написать диктант по транскрипции. (Кто бы сказал мне тогда, что четверть века спустя второклассников заставят это делать – не поверил бы, дебилом бы обозвал).
Я «прошел» тот курс очень неравномерно. И очень эффективно …
… Парадокс состоит в том, что пытаясь двигаться с заранее определенной скоростью по жестко заданной программе, мы неизбежно попадаем в зону турбулентности собственной человеческой природы. Но, покинув прокрустово ложе официального образования и следуя более естественными путями, мы с удивлением обнаруживаем, что наше дыхание стало ровнее. А цель ближе.
Экзамены, тесты, оценки … эти «верстовые столбы», расставленные неизвестно кем и неизвестно по какому принципу, отнюдь не способствуют легкому продвижению к цели. Хотя и создают такую иллюзию.
Что же делать практически? (Продолжение планируется)