«Задача образования не в том, чтобы привнести недостающее,
а, скорее, в том, чтобы избавиться от излишнего»
Виктор Буторов
«Образование — процесс поглощения набора предрассудков».
Мартин Х. Фишер
Это взгляд с другой стороны, противоположный общепринятому мнению. В том числе мнению большинства педагогов. Для них "научить" равноценно "добавить".
"Образованность" и "информированность" давно слились в их профессиональном сознании.
Конечно, не дай Боже прочитать это профессиональному педагогу!.. Как он возмутиться, с каким благородным негодованием укажет на дилетантский взгляд, сославшись на классические труды известных педагогов и современных "проффесиональных" методистов образования!.. Тут — то он и обнажит голую, неприкрытую правду современной официальной школы; …
… Когда реальность расходится с представлениями о ней – это верный признак "антагонистического" противоречия. Проще говоря, жить с такими представлениями — все равно, что пытаться сориентироваться в Москве по карте Владивостока. А если точнее – то вообще не использовать карту для ориентировки на местности. А, сидя на диване, развивать ее внутреннюю логику и наслаждаться ее же «карточной» эстетикой .
Как говорится, «если практика противоречит теории – тем хуже для практики». Действительно, хуже. И все хуже и хуже … И если бы мои дети не учились, если бы я жил в каком-то другом обществе, лишенном недостатков, культивируемых современной системой образования — плюнул бы я на все это и растер бы. Но ситуация моя иная.
Современное школьное образование: от творчества к потреблению
Я отдаю себе отчет в том, что мой стиль изложения предмета покажется некоторым людям несколько … пикирующим, что ли. Ну, Вы уж извините меня, пожалуйста. Тема такая. Жизнь такая. Такое образование. Хотел добавить «академиев-то мы не канчали». Канчали, канчали… И степеня защищали. И другим иногда помогали.
… Один директор школы, с которым я на дружеской ноге, пару лет назад упомянул о выступлении Министра образования, теперь уже покойного (ну, в чиновничьей, конечно, дефиниции). Я не поверил, уточнил: «Ты это метафорически?». «Да нет – буквально». Я еще пару раз переспросил, но внутри остался при своем мнении «В принципе все понятно, но вот чтобы так, напрямую, — ну, приукрасил Алексеич…»
А в процессе написания этой статьи вспомнил и не поленился набрать в поисковике. И – вот Вам! … И после этого Вы говорите, что я – пикирую?!
«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». А. А. Фурсенко, Министр образования и науки РФ (бывший).
Кто бы, как говорится, сомневался …
Темная сторона образования
Итак, мы постепенно и незаметно подошли к той мысли, которую я сформулировал в виде эпиграфа.
(Кстати: уж не подумали ли Вы случайно, что от того, что нынешнего министра образования зовут не Андрей, образовательная система существенно изменилось? Упаси Вас Бог!)
Нацеленность на формирование у людей потребительского отношения к жизни – некий тренд современного образования. И не только в России. Погуглите насчет выступления Билла Гейтса в конгрессе США в начале 2000-х, где он предсказал крах Штатам из-за «прикладной» нацеленности системы образования, в результате чего американцы разучились думать. Но у них хоть деньжата есть выкупать из «развивающихся» стран тех, кто пока думать не разучился … А у нас?
… Что же это значит по — существу: воспитывать квалифицированного потребителя»? Андрей Андреевич разъяснил нам это. Неграмотный, мол, потребитель будет покупать всякую ерунду. Квалифицированный же потребитель будет ориентироваться на известные бренды.
Чувствуете, куда клонит? Или еще нет? Тогда продолжим – и я опять за свое, за метафоры.
Можете себе представить, чтобы человек выбирал жену (мужа), ориентируясь на ее (его) имя? Ведь бренд это ничто иное, как этикетка, имя. Раскрученное. Узнаваемое, Красочное. Дорогое. И, желательно, — импортное. На которое большое число людей реагирует. Реагирует, а не думает. Как на Кока-колу. Ибо процесс думания предполагает собирание, массива данных, сравнение и анализ их на основе каких-то критериев полезности. (Чем кока-кола, кажется, не грешит).
Например, на основе критерия совместимости в будущей семейной жизни. И зовут Вашу жену Маша или Даша практического значения не имеет. . Если одна Маша – хороша, то не факт, что другая Маша, которая не Ваша, не есть полное исчадие ада. Или наоборот.
Реагирование– это первая сигнальная система. Вы видите на автомобиле три лучика, исходящие из одной точки и «понимаете» — классная тачка. И вы действуете, практически инстинктивно, то есть не думая.
Разные, между прочим, процессы.
Пример из жизни. Года полтора назад я был в одном автосалоне (авто магазины были все закрыты . Заказал тест-драйв. (не «пробную поездку», а чтобы покруче, «по-брендовее» — тест-драйв .
Поскольку автомобиль имел претензии на внедорожник, я спросил у дилера (продавцов в тот момент на месте не оказалось «Какое передаточное число пониженной передачи?» В ответ я услышал чуть ли не «Чаво?». Цель была не приколоться, а все-таки выяснить, и я на пальцах объяснил, что имею в виду. «Щас посмотрю», — ответил «дилер». Он смотрел в каких-то «проспектах » (технического каталога под рукой не было, я подозреваю — его не было вообще), советовался с другими пацанами — в итоге ответа я так и не получил. Знакомая ситуация?
Так вот, задача современного официального школьного образования состоит в том, чтобы научить Ваших детей реагировать стандартным, нужным (кому-то другому) образом. Точка.
Задача же настоящего, или просто образования состоит в том, чтобы избавить человека от автоматических реакций и научить жить осмысленно. То есть, ставя собственные цели, оценивая текущую ситуацию и формируя собственные решения на основе анализа данных. А не на основе реагирования на "серьезные бренды». Будь это рекламные бренды торговых фирм, духовных течений или политических лидеров.
Первая задача решается вталкиванием в голову человека возможно большего количества слабо структурированной информации. Естественной физиологической реакцией ученика будет отрицание. Но мы всегда имеем то, что отрицаем. Настолько сильно имеем, что уже не способны больше думать…
Вторая же задача решается … Собственно, ответу на этот вопрос и посвящен весь проект.