Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Все понять — значит простить.
А. Сталь

Обучение ребенка: подходы и методы

/ Просмотров: 1181
Обучение ребенка: подходы и методы

Что такое обучение?

Даже мне иногда приходится опускаться до уровня схоластики, задаваясь подобными вопросами ...grin

Спросите "Почему"?

Чтобы понять, с чем имею дело.

А имею я дело с обучением и воспитанием собственного сына. И, как человек, не до конца изживший частно - собственнические инстинкты, я хочу, чтобы "Моё" было "Не хуже, чем у людей".LOL

Впрочем, в случае со школьным образованием быть "Не хуже других" - примитивная задача. Потому, что статистически у "Других" с обучением детей в школе дело совсем швах ...

Но мне хочется большего ...

И именно поэтому я вознамерился выяснить, что статистически не так со школьными методами обучения. Согласитесь, уважаемый родитель, если бы дело касалось неспособности к обучению только некоторых детей, то ответ следовало бы искать например,

  • в плохой наследственности, или
  • в деградации нации (хотя бы и в отдельно взятой семье shock ) - любимая тема педагогического сообщества.
  • Поэтому чтобы понять, что работает, я обратился к официальным методам обучения,которые не работают, что статистически достоверно подтверждается ежегодным тестированием выпускников российских школ.

    Существует ли педагогика как наука?

    И, чтобы не томить Вас, уважаемый родитель, сразу заявляю: нет, как наука педагогика не существует.

    Как в анекдоте про Вовочку: "Странно: жопа есть, а слова нет ..."

    Почему?

    По причине неэффективности ее методов обучения.

    Главным критерием истинности, как мы знаем, является практика. Если полезный выхлоп отсутствует - зачем забивать людям мозги бесполезной информацией, а пединституты - абитуриентами?

    Существует ли педагогика как наука?

    Но что, если "Выхлоп" еще и вредный...question Раньше это называлось лженаукой ...

    Есть и другие способы отличить науку от наукообразности.

    Например, рассмотреть ее аксиомы и определения. И, хотя это скучно, но в случае с педагогикой много времени не отнимет.

    Рассмотрим одно из официальных определений термина "Обучение".

    "Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов."
    Википедия

    Что мне с этим делать?!

    Когда я узнаю, что при соударении два тела получают одинаковые синяки (3-й Закон Ньютона), я понимаю. что биться лбом о стену нецелесообразно и беру, например, кувалду. Трудно сказать, что физика - ненаучна или практически бесполезна ...

    Или узнав, что "Между двумя точками можно провести только одну прямую", я со спокойной душой покупаю сыну линейку: пригодится. Несправедливо было бы называть математические методы ненаучными или бесполезными ...

    Но ... я принимаю Ваши возражения: методы точных и гуманитарных наук различаются.

    ...Их различия не концептуальные, а формальные. Но, чтобы увидеть это, нужно понимать концептуально, что такое "Метод".grin

    Поэтому обратимся, например, к философии, которую так не жалуют современные педагоги.

    "Закон единства и борьбы противоположностей", например, помогает понять, что когда я вижу оголенный провод, не следует беспорядочно шарить вокруг голыми руками: где-то рядом обязательно найдется его противоположность, которая, объединившись со второй половиной, шарахнет не слабо.

    Или, например, если я наблюдаю небесное тело, которое движется по странной орбите без всяких видимых причин, значит рядом есть невидимая, но вполне реальная причина, притягивающая рассматриваемое тело. Используя этот закон, я могу открыть "Темное вещество Вселенной" или планету Нептун "На кончике пера" ...

    Но что мне делать с вышеприведенным определением "Обучения"? И какие методы обучения можно вывести из подобных "аксиом"?

    Психология и педагогика - закон единства и борьбы

    За отсутствием собственных работающих методов обучения (да и воспитания) предпринимались попытки получить гибрид психологии и педагогики. Но - безуспешно ... Точных причин я не знаю, следует порыться в истории, но результат - налицо.

    Очевидно, что психология имеет и собственный предмет, и собственные методы и аксиомы.

    Однако, не очевидно, как получилось, что официальная психология применяет их в обучении как-то странно - избирательно?

    Иначе, как с привлечением теории мирового заговора этот не объяснишь ...cheese

    Немного отвлекшись, заметим, что есть еще один признак, лакмусовая бумажка (лже) научности, который покажет нам истинную ценность методов обучения официальной педагогики ...

    Школьные методы обучения

    ... Господин Эльконин, разработавший и внедривший методы фонематического анализа, "пессимизировавший" понимание детьми основ русской словесности, являлся членом - корреспондентом Российской Академии педагогических наук. То есть был официально признан "Корифеем" педагогики.

    Виктор Федорович Шаталов же, педагог, методы обучения которого обеспечивали 100% понимание детьми математики, физики и других предметов ... Да ... некоторые о нем слышали downer

    Но я не слышал, чтобы его методы преподавания были взяты на вооружение официальной педагогикой ...

    Подходы к обучению ...

    С методами все не так просто ...

    Чтобы не попасть впросак, то есть в ловушку лже - педагогики и не стать частью ее статистики не успешности, следует определиться с правильным направлением.

    Осмысливая синдром Эльконина - Шаталова я вспомнил древнюю притчу.

    Диоген противопоставил формальные методы обучения поиску человека

    Однажды на площади Диоген рассказывал людям о философии. Но мало кто его слушал. Тогда мудрец громко закричал по-птичьи ... Тут же вокруг собралась толпа зевак. "Вот цена вашего ума", - заметил философ.

    Диоген не следовал авторитетам слепо. Он часто насмехался над Платоном за его формализм. Однажды Диоген притащил общипанного петуха для иллюстрации платоновского определения человека. И размышляя, возможно, о методах обучения, Диоген воскликнул:

    "Ищу человека".

    Мне кажется, он интересовался психологией.smile

    Протагор, древний авторитет педагогики

    "Человек есть мера всех вещей"

    заметил его великий соотечественник Протагор.

    Протагор "отметился" в истории как педагог. И, кажется он понимал правильное направление обучения.

    Кстати, оба мудреца были циниками, а о моем неравнодушии к методам древних циников, я уже писал. Поэтому

    я открываю на сайте новый раздел: "Методы обучения", в котором расскажу о методах обучения, которые действительно работают и имеют практическую ценность в обучении детей.
    Уже без всякой иронии.

    P.S. Педагогика - наука о детях???

    ... Иногда я бываю слишком циничен по отношению к школе.

    Может даже показаться, что я злорадствую, что-ли, описывая ее промахи ...

    "Мы видим все не таким, каким оно есть —
    мы видим все таким, какие мы есть"
    Талмуд

    У меня есть для этого две причины...

    И я поделюсь ими в следующих статьях. Ни одна из них не касается методов обучения, но я помещу их именно в этот раздел. Потому, что подходы важнее методов.

    А пока можете подумать вот о чем:

    педагогика, как система, массово опустившая образования до уровня "школьнеггов" и "манагеров" - какого отношения она заслуживает?
    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.