Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Жестокость законов препятствует их соблюдению.
Ш. Монтескье

Школьные методы обучения

/ Просмотров: 1990

Интересно:

  • если я рассказываю о методах обучения простым, образным языком и не без юмора, то статьи нравятся многим. Однако, тут же возникают вопросы: "А что делать конкретно?"
  • Когда же в тексте появляются специальные термины - тень методов обучения, разработанных профессионалами - психологами и даже педагогами (есть и такие), то ...
  • У "многих" интерес к методологическим деталям испаряется как мелкая лужа под июньским солнцем ...

    Что совершенно нормально, между прочим.

    Между прочим, "некоторые" пишут и спрашивают: в разделе "Контакты" есть такая возможностьsmile.

    Известный конфликт между сущностью и формой, ожиданиями и истинными мотивами:

    Поэтому приходится лавировать и изобретать почти цирковые трюки, чтобы человек однажды смог небрежно бросить: "Да это же очевидно и давно известно ...".confused

    Все в точности, как в обучении ребенка...

    Если Вы, уважаемый родитель,

  • знаете, как заполнить разрыв и перевести ребенка из состояния замешательства в состояние понимания (в независимости от предмета обучения, будь то математика, английский язык или философия жизни) то, Вы и есть Педагог..
  • Если Вы готовы подписаться под словами Эйнштейна, не боясь быть уличенными в плагиате:cheese
  • "Если вы не можете объяснить
    пятилетнему ребенку свою мысль,
    значит, вы сами ее не очень то понимаете."
    Альберт Эйнштейн

    ... тогда я уверен: Вы чувствуете правильное направление и уже не спутаете работающие методы обучения (пусть и сформулированные немного с юмором) с педагогической галиматьей.

    И дедушка Крылов не заругается на Вас нехорошими словами:.

    "Да Лебедь рвется в облака,
    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
    Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
    Да только воз и ныне там."
    И.А.Крылов

    Или, в терминах методологии обучения:

    "Коль в методах согласья нет,
    то выйдет не урок, а только мука"
    grin
    Понимание - это не вещь, которую можно положить в портфель и достать в нужный момент на экзамене ....

    "Московский педагог - 21 века":

    школьные методы обучения

    Вчера, просматривая архивы олимпиады "Московский четвероклассник 21 века" я вдруг понял, почему у московских педагогов (по крайне мере у ведущих педагогов 21 века, которые занимаются олимпиадами cool smirk ) не получается научить детей ни математике, ни русскому ... ничему.

    Они не способны ничему научить , потому, что ничего не понимают из того, чему пытаются научить!

    И методы обучения тут ни причем.

    Откуда я это взял?

    Я же сказал: просматривал задания олимпиады ...grin

    Жена, когда я поделился с ней открытием, заругалась на меня: ты, мол, как всегда преувеличиваешь!..

    Не преувеличиваю. - ответил, я, - а выделяю существенные моменты там, где их нет.

    Как решать олимпиадные задачи? (Методы Дзэн в Московских школах)

    Олимпиадная задача

    Вот первая задача первого варианта:

    В процессе ее решения я осознал, что такое Дзэн: это когда при попытке понять непостижимое мозги останавливаются ...

    Я вдруг осознал, что вся школьная физика в 21 веке безнадежно устарела ... как и методы, которые использовали в обучении мои школьные преподаватели: они больше не работают ...

  • Я не понимаю, как это возможно: непрерывно вращать в двух противоположных направлениях чтобы то ни было ...
  • Эйнштейн с его относительностью и кривым пространством отдыхает ...

  • Я всегда думал, что невозможно двигаться с постоянной скоростью попеременно в двух противоположных направлениях: при смене направления возникает ускорение, а значит величина скорости неизбежно изменяется. Но ... ошибался:
  • в Московских школах 21 века работает иная, "педагогическая" механика Вселенной ...

  • Изучая механику в 8 классе школе (и позже, защитив диссертацию в области вибрационного и ударного нагружения металлов) я и предположить не мог, что "вращение" и "удар"являются синонимами ...
  • Почему "не работают" школьные методы обучения?

    Потому, что большинство учителей не понимают сути предмета, которому учат. И методы обучения тут ни при чем ...

  • Не понимая сути предмета они не способны сформулировать задачу.
  • Не сформулировав задачу, они не могут понять - "О чем это вообще?"
  • Не понимая условий задачи учителя не способны ее решить. Зачастую, даже если это задача для четвероклассников ...
  • И при чем же здесь тогда методы обучения? И как методы обучения могли бы помочь им объяснить предмет?

    ... То, что в правильном подходе к формулированию условий задачи заключен "секрет" решения является для них большим секретом.

    В книге "Скрытые причины и парадоксы детского непонимания" я также рассказал, что думает об этом один из действительно талантливых и профессиональных педагогов современности В.Ф.Шаталов.

    Откуда я все это взял?

    Я же сказал: просматривал задания олимпиады.

    Постойте-ка, а почему Вы об этом так настойчиво расспрашиваете? Вы, случайно не учитель 21 века? grin

    Кстати: если Вы учитель 21 века - очень прошу Вас: не читайте статью дальше! Иначе у Вас может случиться Сатори, также, как у меня при чтении условия той олимпиадной задачи.

    Только наоборот. zipperУж очень отличается от педагогического понимания методов обучения то, о чем я напишу ниже ...

    Любой метод обучения - это "Игры разума" с формой изучаемого предмета, свободное трансформирование формы представления на основе понимания его сути.

    Вот что должен понять любой учитель в первую очередь!

    Но, конечно, этого не стоит делать так, как в вышеприведенном примере олимпиадной задачи: трансформация и искажение основ есть две вещи несовместные.

    Есть в этом определении нечто страшное и совершенно неприемлемое для "всеобщего и обязательного":

  • редко можно встретить двух разных людей, одетых полностью одинаково.
  • Редко бывает так, чтобы понимание для разных людей рядилось в одинаковые одежды ...
  • И совершенно невозможно обучить пониманию предмета столь разных детей, используя столь одинаковые образовательные шаблоны.

  • Когда Вы захотите организовать гончарный бизнес, убедитесь, что Ваши работники знакомы со свойствами глины. Иначе они будут пытаться вылепить один и тот же кувшин и только испортят материал.
    Подыскивая учителя для ребенка также убедитесь, знаком ли он со свойствами "материала". Потому, что методы тут ни при чем ...

    Но как же это сделать конкретно?

    Интересный вопрос.downer И постепенно мы с Вами его решим.

    (В следующей статье я постараюсь быть более скучным и более конкретно коснуться методов школьного образования).

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.