«Кто так обзывается, тот сам так называется». Такое недавно случилось со мной дежавю.
Но что такое глупость? Ведь чтобы грамотно обзываться, необходимо это понимать. Если, согласно словарю, это «отсутствие ума» или «неспособность мыслить, здраво рассуждать», тогда черное — это не белое, а бегать — это не стоять на месте. Ерунда в общем. Та самая глупость.
Очень смешно, по-моему, в умном словаре давать настолько глупые определения.
«Глупость — это делать тоже самое и надеяться на другой результат»
— это определение изошло из уст неглупого человека по имени Альберт. Поэтому оно лучше, хотя, на мой взгляд, не без изъяна.
Чтобы выполнить норматив Мастера спорта, приходится много лет делать «то же самое» — тренироваться. Или даже просто яму выкопать — делаешь то же самое, чтобы углубить.
Точное определение нужно не просто так, не чтобы умным показаться, а чтобы назначить лечение.
Ближе к народной мудрости
Знакомый деревенский мужик Саня дает более практичное определение глупости, заявляя о глупом человеке (опускаю вводное слово): «Мутный какой-то!».
Похожее определение: «совсем темный» — это о человеке, некомпетентном в определенной области. Темный в смысле, противоположном «знание — это свет, а неученых тьма».
Другое (народное) определение (то есть могущее оказаться практически полезным): «большой путаник». Что это значит? Значит «путается в трех соснах», блуждает, не может найти выход из простой, (для того, кто не темный, то есть не глупый) ситуации.
Глупый путается, умный, не путается.
То есть «кто стоит, тот не бегает». Опять … Не подходит. А тогда что?
«Ловить рыбку в мутной воде» — значит обманывать, обводить вокруг пальца, дурить, делать дураком, то есть глупым. — и вот мы подошли к сути.
Глупый человек запутывается или запутывает простые вещи. Замутняет, простое делает темным, более сложным.
Получилось более практичное определение глупости.
Глупость сродни усложнению
Усложнять — значит добавлять то, что не является необходимым, не дает дополнительной пользы. Мой научный шеф говорил: «Украсить Родину цветами».
Забавная диалектика: о человеке, склонном усложнять (то есть глупить) говорят, что он «умничает».
Забавно, правда?
К чему все это?
Постепенно от темы школы, которая мне становится все менее интересна из-за непробиваемой системной глупости и невозможности влиять (в системном смысле) я совершаю плавный
скачок туда, где мне всегда было крайне интересно быть. В сторону внутреннего мира человека. Те, кто занимается со своими детьми, смогут меня понять. И даже что-нибудь полезное услышать. Иногда.
Упрощай! По возможности
Любой современный школьный учебник глуп, то есть написан глупым человеком. Если принять определение глупости, которое мы открыли.
Кто не согласен — пусть первым бросит в комментарии другое, более простое и практически полезное определение.
Если смысл понять становится труднее, а поняв-таки, мы понимаем, что ничего нового не поняли — то мы столкнулись с неоправданным усложнением. То есть с глупостью. Кто-нибудь поспорит с этим?
Тут один автор учебника пытался спорить, но так ничего и не выспорил. Но получилось смешно.
Если попытаться дать одно-единственное определение современных школьных программ и учебников, то (объявляю конкурс) лучшим (вероятно) окажется: «сверхусложненные». То есть глупые. То есть оглупляющие.
И много об этом говорить — значит становиться в один ряд с писателями учебников, методистами и прочими авторитетами в области усложнения простейших вещей. Простое определение им мы уже дали.
Таблетка от глупости
Она проста.
Упрощайте то, что возможно упростить. А упростить возможно все.
Альберт (выше процитированный) упрощал-упрощал, Р.Фейнман упрощал-упрощал, Н.Бор упрощал до того, что аж на пальцах модель атома демонстрировал.
Вот и вы упрощайте.
Единственная проблема: упрощать (а не скатываться в упрощенчество) нужно умно. Чтобы смысл не потерять. В этом направлении предлагаю и думать в любых ситуациях, включая обучение.
Особенно обучение.
Статья на моем канале Дзен