Прошло полгода с момента опубликования статьи:«Математическая олимпиада Кенгуру: 100 баллов» .
Сын тогда вышел в финал кубка Гран-При Русской шахматной школы и занял последнее место … Конечно, это неплохо — выйти в финал … Но не скажу, что я легко пережил такой «Успех», когда из шести партий он выиграл одну … Сомнения терзали мою душу:
я ведь не шахматный тренер, я даже не имею официальной квалификации в шахматах!.. Я просто думаю, что знаю, как учить правильно … Но также я знаю, что ум создает множество ловушек, правдоподобных рассуждений, которые на практике гроша ломаного не стоят …
И вот спустя полгода — снова финал.
И монада перевернулась: из шести партий сын проиграл одну и занял первое место …
Я по-прежнему не тренер по шахматам и по-прежнему я думаю, что знаю, как учить
… В той же статье я писал о боксерском турнире, где сын получил «только» награду «За волю к победе», проиграв более опытному и более возрастному сопернику…
И вот сегодня — очередной турнир: сын боксировал и победил — более возрастного и более опытного соперника. И тот же судья, который прошлый раз вручал награду, опять был в ринге и сын потом сказал, что он его перед боем подбадривал: «Давай, ты сможешь».. И на этот раз сын победил и это был его лучший бой за его недолгую спортивную «карьеру».
И по-прежнему я не тренер по шахматам и не тренер по боксу …
Судя по некоторым комментариям, в том числе и к той статье, правильно меня поймут не многие …
Но некоторые поймут.
Искусство обучать вне предметное. Оно не привязано ни к математике, ни к иностранным языкам, ни к шахматам, ни к боксу. Особенно сегодня, когда практически любая информация общедоступна. И главный вопрос, особенно на базовой стадии обучения, сводится не к информированности, а к желанию учить и к правильно выбранному направлению.
Правильное базовое обучение само по себе не сделает Вашего ребенка гением. Или даже гроссмейстером, или чемпионом мира по боксу … Но также не даст и свалиться в трясину непонимания, попасть в ловушку выученной беспомощности. А это уже неплохо, потому, что массовое образование почти бесплатно ведет именно туда …
А задача учителя или того, кто берет на себя такую роль, не прожить жизнь «За», а научить жить человека своим умом.